Тест на глухоту
Проверку на способность слышать и отзываться руководство социального блока краевой власти не прошло
Прошу прощения за банальность, но одним из главных признаков здоровья власти является её способность слышать своих граждан. И не только слышать, но и отзываться. Желательно, душевно. А если душевность в дефиците, то хотя бы делать вид.
В начале марта в фейсбуке были выложены копии запросов директора Пермского музыкального колледжа Татьяны Владимировны Деменевой в адрес нескольких преподавателей колледжа. Каждый из них должен был дать ответ на один и тот же вопрос: почему его не было на рабочем месте в конкретные дни-часы-минуты.
Я прошёл все ступени преподавательской лестницы - от ассистента до заведующего кафедрой. Имел счастье общаться со многими педагогами творческих дисциплин: И. Т. Бобылевым, Е. А. Панфиловым, Л. П. Сахаровой, Е. Н. Широковым, а также с их менее знаменитыми, но столь же уважаемыми коллегами. Это - к тому, что немного разбираюсь в «кухне» подготовки «штучных» специалистов, основанной на индивидуальном подходе к ученику.
Удивило меня одно противоречие. Руководитель творческого учебного заведения проявляет жгучее внимание к пребыванию «минута в минуту» преподавателей в учебном классе. И в то же время не наблюдается признаков интереса к качеству их преподавания. Моё удивление трансформировалось в несколько конкретных вопросов:
- Какова профессиональная репутация «подследственных» педагогов в глазах студентов?
- Что беспокоит директора при нарушении преподавателями «жёсткого» графика их пребывания на рабочем месте? Их недобросовестность? Срыв занятий? Приписки академической нагрузки?
- Насколько массовой является эпидемия преподавательской недисциплинированности в колледже?
Эти вопросы я вежливо и доброжелательно задал как Т. В. Деменевой, так и нескольким «ответчикам», «свидетелям» и даже родителям (дедам) их учеников.
Директор мне не ответила. Концентрированное мнение «другой стороны» и «свидетелей»: объектом повышенного внимания директора являются четыре-пять преподавателей. Как правило, высококвалифицированных, молодых, активных. В сентябре 2012 года между ними и директором возник конфликт по кадровому вопросу. В конфликте, возможно, есть вина преподавателей. Но реакция директора на этот конфликт оказалась предвзятой, казённой по форме и непродуктивной по существу.
Об отношении учащихся к этой истории: «Преподавателей уважают, некоторых, более того любят», «В связи с этой историей дети издерганы, ревут».
Стопроцентной объективности полученной информации не гарантирую, но на 2/3 я в ней уверен и на этом основании поделился с Т. В. Деменевой некоторым «антиконфликтным» опытом:
- Руководитель в силах запугать и даже уволить своего подопечного. Но это следует делать лишь по отношению к плохим работникам. Для собственного и общественного благополучия, способных, высокопрофессиональных подчинённых полезнее обращать в союзники и соавторы.
- Многовековая университетская (консерваторская) традиция: режим индивидуальной работы со студентом, аспирантом должен быть гибким, оптимальным для ученика и его наставника.
- Применяя Трудовой кодекс в творческих коллективах, следует помнить, что работа «строго по правилам», даже при обточке болванок, издавна называется «итальянской забастовкой».
- Нормировщик с секундомером, учитывающий время сборки автомобиля – благо. Он же в аудитории, где ученик и учитель осваивают тонкости исполнительского мастерства, – позор для этого учебного заведения…
В финале этой симфонии я призвал Татьяну Владимировну другими глазами взглянуть на сложившуюся ситуацию и выйти из неё с минимальным ущербом для себя, для репутации колледжа, города Перми и края.
Ни ответа, ни привета на моё обращение не последовало. Тут я и закручинился. По должности Т. В. Деменева – один из элементов властной вертикали. Элемент пусть и невеликий («средний офицерский состав»), но политику партии и правительства на отзывчивость к своим гражданам не уважающий. Нехорошо как-то! Но есть одна надежда: может, любовь власти к народу не доходит до её нижних и средних веток, по той причине, что вся эта любовь застревает в верхних, густых ветках государственного управления?
Удовлетворяя собственную любознательность, 17 марта я направил копию своей челобитной уже «генералу» - заместителю председателя краевого правительства по социальному блоку Надежде Григорьевне Кочуровой. Прошло уже две недели с тех пор, когда началось тестирование здоровья руководства социального блока пермской краевой власти на способность слышать и отзываться.
С прискорбием оповещаю всех ниже и выше стоящих: диагноз - полная глухота. Требуется срочное лечение с использованием сильнодействующих средств.
Евгений Сапиро, почётный профессор Пермского государственного научно-исследовательского университета и Пермского научно-исследовательского политехнического университета
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.