Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Осторожно, идёт реформа!

Краевые власти сделали ставку на укрупнение муниципальных образований

Поделиться

О реформе местного самоуправления губернатор Виктор Басаргин начал говорить вскоре после своего назначения в мае 2012 года. На первой встрече с главами муниципалитетов он заявил о необходимости укрупнения территорий. В середине зимы этот вопрос получил развитие, и грядущая реформа стала обсуждаться на нескольких площадках — политсовете при губернаторе, Совете глав местного самоуправления Пермского края и др. В ходе обсуждения выяснилось, что администрация губернатора сводит суть предстоящей реформы к административно-территориальным преобразованиям, в то время как экспертное сообщество обозначает другие подходы к решению проблем местного самоуправления.

За укрупнение муниципалитетов ратует не только губернатор Виктор Басаргин — это общая тенденция для многих регионов России. Активно реформа идёт в Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Архангельской и других областях. В то же время нельзя сказать, что в Пермском крае этот процесс только начинается. В 2008–2011 годах в нескольких районах проходило объединение поселений, а в 2012 году Лысьвенский и Губахинский районы были преобразованы в городские округа. Однако изменение территориальных границ в этих случаях не носило системный характер, к которому сейчас пытаются прийти краевые власти.

Впервые Басаргин заговорил об укрупнении муниципалитетов на встрече с главами муниципалитетов в мае 2012 года. Тогда он заявил, что двухуровневая система местного само­управления, когда регион поделён на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на городские и сельские поселения, «не всегда эффективна».

«Надо идти по пути укрупнения муниципалитетов, возвращаться к системе, которая существовала в советское время, но делать это не бездумно. Если есть такая возможность, и мы не нарушаем главный принцип местного само­управления шаговой доступности власти, то надо идти по этому пути», — сообщил Басаргин главам муниципалитетов.

Среди причин неэффективности нынешней системы губернатор назвал, в том числе, конфликты между главами районов и поселений.

Некоторое время публично к теме реформы местного самоуправления краевые власти не возвращались, однако зимой этот вопрос вновь встал на повестку дня. В конце декабря Басаргин написал в своём блоге в «Живом журнале», что «надо ускорить муниципальную реформу в части укрупнения муниципалитетов».

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края (цитируется по записи в блоге basargin.livejournal.com):

— В очередной раз столкнулся с тем, что в целом ряде поселений нашего края главы — это лишнее звено, которое снижает эффективность вертикали управления. Пост используется только в интересах собственного бизнеса, а никак не в целях заботы о населении. Более того, пытаются получить региональные средства на развитие инфраструктуры, напрямую связанной с их экономическими интересами. Уже поручил профильным исполнительным органам государственной власти края проработать алгоритм, как в скорейшие сроки, без ненужной бюрократической волокиты провести укрупнение тех муниципальных образований, где население высказывает недоверие главе поселения.

Вскоре после этого тема приобрела новое звучание и стала обсуждаться на различных площадках. Одной из них стал политсовет при губернаторе. Соответствующая рабочая группа была создана ещё по итогам первого заседания политсовета в сентябре 2012 года. Однако представить результаты своей работы она смогла лишь спустя четыре месяца, в конце января 2013-го.

На этом заседании политсовета с докладом также выступил глава администрации губернатора Дмитрий Самойлов. Он напомнил, что по итогам муниципальной реформы в рамках реализации федерального закона №131-ФЗ, приходившей в Пермском крае в 2004–2006 годах, была создана двухуровневая система местного самоуправления, состоящая из 347 муниципальных образований.

Действующая двухуровневая система не устраивает краевые власти по ряду причин.

В своём докладе Самойлов выделил несколько существующих проблем местного самоуправления в Пермском крае:

  • экономические (разрыв в уровне экономического развития, в ряде районов — низкий налоговый потенциал, отсутствие крупных стабильных предприятий);
  • финансовые (высокий уровень дотационности);
  • кадровые (огромный дефицит управленческих и депутатских кадров, как следствие — неграмотные управленческие решения);
  • организационные и управленчес­кие (отсутствие должного контроля и координации деятельности поселенческих администраций со стороны районов);
  • социальные (недовольство населения вследствие непонимания двухуровневой системы власти);
  • политические (постоянные конфликты в большинстве территорий между главами районов и главами райцентров, реже — с главами других поселений).
  • Поэтому краевые власти пришли к выводу, что «эффективное решение всего комплекса актуальных и разнообразных проблем местного самоуправления в Пермском крае возможно только в случае оптимизации территориальной организации местного самоуправления».

    В докладе Самойлова представлено несколько возможных вариантов оптимизации территориальной организации местного самоуправления. Укрупнение муниципалитетов возможно следующими способами:

  • укрупнение поселений через объедине­ние;
  • присоединение поселений к городским округам и преобразование муниципальных районов в городские округа;
  • преобразование муниципальных районов в городские округа;
  • создание единой администрации муниципального района и административного центра.
  • В докладе также прописаны принципы и критерии, на основе которых целесообразно преобразовывать территории. Кроме того, указаны особенности муниципальных образований, которые помогут территориям определить наиболее приемлемый для них вариант преобразования.

    Среди плюсов укрупнения муниципалитетов администрация губернатора выделила появление нескольких сильных центров развития внутри района, которые будут конкурировать между собой и обеспечивать общее развитие, увеличение бюджетов районов, а также улучшения в управлении муниципальным хозяйством поселений за счёт более качественного кадрового обеспечения.

    При этом очевидные минусы укрупнения — это конфликты элит внутри территорий (из-за возможной утраты статуса против данной реформы могут выступить главы и муниципальные депутаты). Также реформа может вызывать опасения у населения, что будут сокращены центры по предоставлению социальных услуг.

    Несколько по-другому на предстоящую реформу посмотрела рабочая группа политсовета при губернаторе.

    Так, эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, который на сегодняшний день уже вышел из состава политсовета, видит цель реформы в «повышении самостоятельности и ответственности населения в решении вопросов местного значения».

    По мнению экспертов, исходя из этой цели, реформа не должна ограничиваться только административно-территориальными изменениями. По словам члена политсовета политолога Олега Подвинцева, основная идея экспертных докладов на политсовете заключалась в том, что не стоит сводить местное самоуправление только к органам МСУ, поскольку «местное самоуправление — это осуществление власти самими гражданами».

    «Эти вопросы нельзя рассматривать отдельно друг от друга. В первую очередь нужно развивать механизмы прямого управления граждан», — уверен Подвинцев.

    По его словам, на первом заседании политсовета экспертная группа обратила внимание на то, что администрация губернатора предлагает очень узкий подход к проблеме, говоря лишь об административно-территориальном делении.

    «Нужна более широкая программа — нужно учитывать проблему с кадрами и бороться с кадровым дефицитом. Есть проблема коррупции, обеспечения муниципалитетов ресурсами, когда им отдают полномочия новых источников дохода и др.», — говорит политолог. Он также обращает внимание на то, что, говоря об укрупнении муниципалитетов, нужно определиться со стратегией и расставить приоритеты, что будет удерживать исполнителей от крайностей.

    «Необходимо определить, где и в каких масштабах должно проводиться укрупнение. Не медлить там, где это уже назрело, и не стимулировать там, где делать этого пока не надо. Придерживаться принципа, что каждое объединение должно быть продумано, и не унифицировать процесс», — говорит Олег Подвинцев.

    В настоящее время процесс объединения поселений идёт в Усольском и Пермском районах. В процессе подготовки к процедурам преобразования находятся Александровский, Большесосновский, Горнозаводский, Добрянский, Кизеловский, Суксунский, Чайковский и Чусовской районы. В частности, в Добрянском районе активно обсуждается вопрос о преобразовании территории (вопрос о создании объединённой администрации Добрянского городского поселения с администрацией района будет рассмотрен на публичных слушаниях 15 марта), а Чусовская городская дума уже приняла решение о назначении на 8 сентября референдума по вопросу преобразования поселений района в одно муниципальное образование, которое станет городским округом.

    Главы остальных муниципальных районов и городских округов должны в срок до 12 марта проработать и направить в администрацию губернатора и Министерство территориального развития Пермского края предложения по конкретным вариантам преобразования муниципальных образований, включая информацию о планируемых сроках реализации процедур преобразования, ожидаемых результатах и возможных рисках.

    Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

    Поделиться