Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Ab ovo

Новая выставочная площадка представляет творчество «нетерпеливого художника»

Поделиться

Выставочное пространство на ул. Советской, 64 впервые было задействовано во время Дягилевского фестиваля: тогда галерея «Дом Боне» устроила в Тополевом переулке «трёхсерийную» выставку «До/Между/После», и третья часть — «После» — разместилась как раз здесь. Однако в то время помещение заняли «по-партизански», а теперь оно получило статус и название — «Котельная», ибо именно таково было его назначение в структуре исторического Чёрного рынка.

Александр Кошелев

Александр Кошелев...
  Константин Долгановский

Ныне, чтобы найти «Котельную», нужны специальные указания, и они предусмотрительно размещены на выставочных афишах: с перекрёстка Тополевого переулка и ул. Советской свернуть налево, зайти в арку рядом с «Шиномонтажом», а там направо. Антураж — брутально-постиндустриальный: какие-то склады, клуб служебного собаководства... Интерьер выставочного зала под стать: закопчённый кирпич, каменная крошка на полу, много железа. Галерея «Дом Боне» взяла над бывшей котельной шефство, ибо сама не располагает площадями для объёмных выставок. К тому же, согласитесь, далеко не любой художник в своём творчестве хорошо сочетается с ювелирным гламуром, как в «Доме Боне». Некоторым гораздо больше идут закопчённые кирпичи.

Выставка Александра Кошелева «Нетерпеливый художник», открывшаяся в «Котельной» 23 августа, идеально в этот интерьер вписывается благодаря любви художника к старому дереву и прочему реди-мейду. На вернисаже Кошелев вдохновенно рассказывал о том, как решил отказаться от работы с подготовленными материалами — грунтованными холстами и тому подобными — и отметил это решение специальной акцией: пошёл на пленэр с пустыми руками и стал рисовать найденным мелком на найденной досочке. Подобный антигламур для «Котельной» — то, что доктор прописал.

Александр Кошелев — одна из ключевых фигур современного искусства Перми, при этом художник занимает совершенно особую нишу. Он не занимается стрит-артом, не тусуется с брутальными концептуалистами из «Дома художника». Будучи профессиональным графиком-дизайнером, он на собственном примере показывает, что творческий человек может быть востребованным и весьма состоятельным, но при этом сохранять независимость. Не только образом жизни, но и стилистикой Кошелев отличен от большинства пермских творцов-неформалов, склонных к масштабным высказываниям: он предпочитает миниатюры ювелирной выделки, в которых тонкая графика сочетается с бурной фантазией.

Творчество Александра Кошелева

...и его творчество
  Константин Долгановский

Наиболее известный пример — знаменитый календарь на 2009 год, который Кошелев создал, работая в коллективе почившего ныне портала prm.ru. Там он изобразил фантастическую Пермь — то ли из будущего, то ли из параллельного мира. Ещё одна широко известная работа художника — оригинальная навигация по Пермской художественной галерее, основанная на преемственности здания кафедрального Спасо-Преображенского собора, где квартирует галерея, по отношению к Пыскорскому монастырю.

Свой творческий метод Кошелев называет «лирическим концептуализмом». «Когда я выдумал этот термин, он, к моему удивлению, оказался никем не занят», — иронизирует художник. По его словам, он рисует то, что происходит не во внешнем мире, а во внутреннем мире человека. Выставка называется «Нетерпеливый художник», потому что, по мнению Кошелева, мысли и идеи — товар скоропортящийся и нуждающийся в скорой презентации, а значит, его творения необходимо показывать как можно скорее после создания.

В экспозиции — работы, созданные за последние полтора года, прошедшие с предыдущей персональной выставки художника. Все они парадоксально сочетают физиологию с психологией, а плоский быт — с многозначительными символами. Серия «Художник и обстоятельства» — ироничный рассказ о том, что жизнь художника — рутина, состоящая из малозначительных эпизодов и мало отличающаяся от жизни нехудожника. Забавно, что даже в столь конкретной и житейской тематике Кошелев не обходится без излюбленной фантастики: в нескольких работах появляется некий белый сферический объект. По словам художника, это «необъяснимое явление». Ну, раз необъяснимое, то объяснения неуместны.

Особое место в экспозиции занимает «Семейная трапеза», написанная, как и большинство работ, карандашом на старой фанере, — многозначительный парафраз «Тайной вечери». За столом, на котором стоит кубок с вином и лежит хлеб, расположились не люди, а некая вытянутая в трубку и закрученная вокруг стола масса. Выглядит эта «семья» очень физиологично, особенно в сочетании с объектами, разложенными на столике перед картиной, — керамическими, плоскими, как блины, мозгом, сердцем и лёгкими. Страшно даже предположить, из какого отдела кишечника пришло то, что изображено на картине...

Библейские ассоциации, образы хлеба и вина ещё не раз возникают в экспозиции.

Более «духовно» выглядит серия «Заводы бессознательного», хорошо известная благодаря параллельному проекту Уральской индустриальной биеннале: условные, почти сувенирные изображения заводов, корпус которых сделан из какого-то промышленного материала (кирпича, обрезка доски, металлической трубы и т. д.), а очень натуралистичный дым из трубы — монтажная пена. Сопровождающие инсталляцию рисунки поясняют, что человек выделяет эмоции, как завод — дым. Дым — единственный внешний индикатор работы завода, процессов, которые снаружи не видны. Человек — так же: не видно, что происходит в его внутреннем мире, пока эмоции не выплеснутся.

Центральное место в экспозиции занимает двойная инсталляция «Начальная стадия отчуждения» + «Птенец», одна внутри другой. «Начальная стадия отчуждения» — это полупрозрачный павильон из полиэтиленовой плёнки, зайдя в который человек отделяет себя от происходящего, но в то же время остаётся в курсе внешних процессов. Кроме того, он находит внутри павильона «Птенца» — мастерски выполненное из той же плёнки яйцо, внутри которого — беззащитное цыплячье тельце. К этой работе Кошелев относится с трогательным трепетом; на вернисаже он с волнением рассказывал о том, как отнёс «Птенца» в лес и оставил там надолго. «Птенец» жил своей жизнью, а художник волновался за его судьбу.

Ещё две инсталляции с подсвеченными предметами в виде яйца, находящиеся в экспозиции, подчёркивают интерес Александра Кошелева к сферическим предметам и как будто иллюстрируют античный принцип ab ovo — «с яйца», то есть с самого начала, очень подходящий дотошному и нетерпеливому художнику.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться