Алёна Морозова


Сергей Шеин: Песнями и плясками национальные вопросы не решить

Директор АНО «Пермский региональный центр межэтнического сотрудничества» — о трёх вызовах межнациональной стабильности

Поделиться

Межнациональные отношения — та сфера, в которой в значительной степени присутствуют организации «третьего сектора». Созданная в декабре прошлого года АНО «Пермский региональный центр межэтнического сотрудничества», по словам её основателей — аспирантов и выпускников историко-политологического факультета ПГНИУ, — намерена оказать поддержку местным властям в реализации государственной национальной стратегии. Директор организации Сергей Шеин, аспирант кафедры политических наук ПГНИУ, эксперт в сфере межнациональных отношений, рассуждает о том, насколько эффективна краевая политика в национальных вопросах.

— Сергей, зачем нужна ваша организация, ведь на первый взгляд дела в этой сфере обстоят достаточно неплохо?

— В ходе нашей работы мы общаемся со многими экспертами, и наиболее частый ответ — уровень межнациональной конфликтности в регионе ниже среднего. Действительно, серьёзных конфликтов в крае не наблюдается.

Каждый год у нас проходят мероприятия, символизирующие национальное единство: выставка «Православная Русь», форум «Мусульманский мир», праздник весны — Навруз. Осенью прошлого года в Перми прошло знаковое мероприятие — Всероссийский форум национального единства. Этой зимой к нам приезжал Игорь Баринов — глава недавно созданного Федерального агентства по делам национальностей — и отметил «передовой опыт» Пермского края. Во многом достигнутые результаты — это заслуга краевых властей.

Но сфера межнациональных отношений слишком динамична, чтобы испытывать головокружение от успехов. Безусловно, риски межнациональных конфликтов присутствуют. Достаточно вспомнить угрозу массовой драки на Центральном рынке в Перми в январе 2014 года. И сейчас те процессы, которые имеют место на федеральном и международном уровнях, являются катализатором для обострения ситуации в сфере межнациональных отношений.

— Какие конкретно риски вы видите?

— Вообще, я бы выделил три вызова, которые несут в себе потенциальную угрозу для межнациональной стабильности в регионе и являются следствием глобальных процессов, — это миграционное давление, внешнеполитическая ситуация и кризисные тенденции в экономике.

Масштабная миграция человеческих ресурсов — явление не новое, но как никогда актуальное. Понятно, что в условиях глобализации, когда национальные границы стираются, нужно правильно реагировать и работать с миграционными потоками. В процессе глобализации на первое место выходит не экономическое, а культурно-ценностное измерение. Поэтому именно культурные различия приехавших за экономическим благополучием мигрантов и автохтонного населения выходят на первый план.

Пермский край, увы, пока не стал туристическим или академическим центром. Поэтому большинство приезжих — 61% — это те, кого можно назвать трудовыми мигрантами. По количеству прибывших лидерами здесь являются таджики и узбеки, с большим отрывом после них идут казахи и армяне.

Зачастую миграция носит и сезонный характер. Так, скоро начнётся период дорожного строительства — и можно ждать дополнительный поток гостей из Средней Азии.

В последние годы качественных изменений миграционного поля мы не наблюдаем, хотя налицо небольшое снижение количества приезжих. За последний год был зафиксирован отток — почти 3000 международных мигрантов. Конечно, повлияло ужесточение миграционного законодательства. Не последнюю роль сыграл курс рубля. Теперь приезжие не могут отправить своей семье на родину столько, сколько отправляли в «тучные годы». Поэтому экономическая целесообразность трудовой миграции несколько снижается.

С нашей точки зрения, особый интерес представляют те международные мигранты, которые остаются жить в Перми. Хотя миграционные потоки не показывают резких скачков, тем не менее они существенно меняют этническую карту. Примерно 3000 человек ежегодно у нас получают право на постоянное место жительства, становятся пермяками. Это является основным источником пополнения диаспор. К примеру, кто 5—10 лет назад мог представить, что у нас появится весьма приличная по численности корейская диаспора?

В связи с этим много вопросов: как мигранты адаптируются и интегрируются в наше общество? Формируется ли у них так называемая двойная идентичность? Или они так и остаются гостями в нашей стране, создавая подобие этнических анклавов? Процесс их адаптации требует тщательного и профессионального мониторинга со стороны государства и общественных организаций.

Следующий пункт — это внешнеполитическая ситуация. И дело не только в том, что политические и экономические аспекты международных отношений способны сформировать, ускорить или усилить миграционные потоки, определить направление их движения.

Политика страны исхода на мировой арене находит отражение в поведении её представителей на территории края. К примеру, недавнее обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном имеет свою проекцию даже на, казалось бы, такой далёкий от Нагорного Карабаха регион, как Пермский край. Разумеется, конфликтной ситуации между диаспорами этих стран в крае не наблюдается. Однако межэтническая напряжённость может проявиться в разных плоскостях. К примеру, в активности отдельных представителей диаспор в социальных сетях. И если её вовремя не заметить, она рискует перейти в офлайн.

В-третьих, экономический кризис. Рост инфляции и снижение покупательной способности населения постепенно отражаются в массовом сознании. В бедах нужно искать виновного. И им обычно становится «этнически чужой», который нарушает закон, «забирает» нашу работу, мешает развитию бизнеса и т. д. Такие стереотипы стары как мир и новое развитие в массовом сознании получают в тяжёлые с экономической точки зрения времена.

Помимо этого именно экономические интересы зачастую лежат в основе межнациональных конфликтов, особенно если речь идёт об «этническом» бизнесе. Были примеры на одной из территорий Пермского края, когда этническая диаспора монополизировала торговлю лесом, что вызывало недовольство со стороны жителей района. В полноценный конфликт это, к счастью, не вылилось, но случаи мелкого вредительства со стороны местного населения были.

— Вы сказали о каких-то глобальных процессах. Но ведь у Пермского края есть своя специфика?

— Как выразился один из экспертов, с которым мы проводили интервью, в плане межнациональной ситуации Пермский край — это своеобразный «срез» Приволжского федерального округа. У нас на территории проживает более 130 этносов. Есть населения с абсолютным доминированием титульных наций — например, Бардымский район, где плотность татаро-башкирского населения составляет 94%. Подобного нет даже в Татарстане! Именно поэтому наш опыт, наши практики несут ценность и для других регионов.

Добавлю, что если брать политико-управленческий аспект межнациональных отношений, то, как я уже говорил, Пермский край при достаточно пёстром национальном составе выступает примером успешного выстраивания этнокультурной политики. А в чём её успешность? В том, что сфера межнационального в обыденной жизни незаметна. Но сегодня нужно с особым вниманием отнестись к этой сфере.

— На ваш взгляд, какие конкретно шаги нужно предпринять?

— Необходимо усилить аналитическое сопровождение процесса регулирования межнациональных отношений, особенно по отношению к диаспорам. Важно всегда держать руку на пульсе: мониторить состояние ситуации в регионе, в особенности в проблемных территориях, вовремя выявлять основные события, которые могут создать проблемы в будущем, понимать основные тренды развития межнациональных отношений.

Именно поэтому мы сейчас реализуем исследовательский проект «Национально-культурные объединения в жизни города» в рамках конкурса «Город — это мы». Пока только на уровне Перми. Проект направлен на то, чтобы сформировать представление об актуальном состоянии городских национально-культурных объединений: динамике их численности, структуре, основных проблемах, уровне социальной активности.

— Почему это так важно? Не лучше ли сосредоточиться на внедрении мониторинга, проведении профилактических мероприятий?

— Это важно, поскольку этнические организации играют роль одного из основных акторов в процессе регулирования межнациональных отношений. Национально-культурные объединения — это институциональная надстройка этнических сообществ. Во многом она демонстрирует их зрелость. Создание национальных организаций выгодно и государству, и самому этническому сообществу. С одной стороны, этнические меньшинства получают инструмент лоббирования, могут продвигать свои интересы на публичном уровне, c другой — государство видит в подобного рода организациях своих помощников, которые способствуют решению меж- и внутриэтнических конфликтов в случае их возникновения.

Хотя практика показывает, что степень влияния руководства на всё этническое сообщество несколько преувеличена. Мы общаемся с представителями национальных объединений и видим, что у них очень различный социальный состав, разделение по направлениям бизнеса. Как правило, существуют несколько центров силы, которые, бывает, что и конфликтуют, как в случае двух азербайджанских объединений: формального — «Азербайджанская диаспора» и неформального — «Далга». Всё это сказывается на сплочённости и внутренней гетерогенности этнического сообщества.

Но, как вы понимаете, национальные объединения в каждом конкретном случае имеют свою специфику. Сложно сравнивать доминирующую по своей численности и экономическому влиянию армянскую диаспору и, к примеру, поляков, которых называют организацией с харизматичным руководителем, но без самих поляков.

Учитывая всё вышесказанное, нужно усиленно работать с национальными объединениями. Хотя на сегодняшний день есть примеры, когда у представителей этноса на территории края нет своих организаций. Сюда можно отнести марокканцев, суданцев, иранцев. Думаю, их появление — это вопрос времени.

— Почему вы считаете, что это поможет предотвратить межнациональные конфликты?

— Понимаете, когда происходит конфликт, имеющий межнациональную подоплёку, — это уже конечная стадия. Значит, в каком-то направлении недоработали. Так, федеральная система мониторинга хороша тем, что помогает вовремя среагировать, но она не решает первопричины конфликта. Он может нарастать годами, но мы будем работать только с его финальным проявлением, и, возможно, это будет уже силовое решение проблемы.

Точно так же и с мероприятиями по сохранению этнического разнообразия. Да, фестивали и концерты — это хорошо, но очевидно, что песен и плясок для выстраивания стабильных межнациональных отношений явно недостаточно. Помимо этого нужна серьёзная аналитическая работа, позволяющая прогнозировать ситуацию.

Отмечу, что у нас опять же есть позитивные наработки в этой сфере. Так, в начале 2000-х администрация губернатора реализовывала проект мониторинга межнациональной ситуации, в основе которого лежал принцип «бригад скорой помощи». При первых признаках возможного конфликта в проблемную территорию выезжала мобильная группа. Важно, что она состояла именно из экспертов, а не чиновников. И на основе аналитической записки, которую готовили эксперты по итогам поездки, администрация решала, какие меры предпринять в конкретной ситуации. И надо сказать, что прогнозы оправдывались. Однако такая работа экспертов по разным причинам носила скорее эпизодический характер, а ведь главное в аналитической работе — это постоянный и непрерывный сбор данных.

На мой взгляд, это один из очень неплохих примеров сотрудничества государства и НКО. В него вполне можно вдохнуть вторую жизнь. Поэтому наработки есть, просто нужно продолжать двигаться в этом направлении. Как ни крути, государству здесь не обойтись без поддержки со стороны некоммерческих организаций.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться