Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


Дмитрий Самойлов: Город реализует все проекты, которые декларирует

Глава администрации Перми рассказал о ключевых задачах, стоящих перед мэрией на ближайшие годы

Поделиться

Почему в Перми так много «ненормативных» дорог и что означает этот термин? Нужны ли городу «родные» дорожные подрядчики и почему так трудно «отсекать» от аукционов недобросовестные организации? Сколько дорог городу нужно ремонтировать в год? Какова «инвестиционная» доля в бюджете Перми? Какие новые школы появятся в Перми? Жив или мёртв генплан образца 2010 года? На эти и другие вопросы ответил сити-менеджер Дмитрий Самойлов.

Дороги

— Дмитрий Иванович, пожалуй, самой горячей темой нынешней весны традиционно стало плачевное состояние дорог...

— Не могу согласиться со словом «традиционно». Всё-таки нынешний сезон объективно был особенным. В январе—феврале температура переходила «через ноль» 19 раз — а это, как известно, по законам физики больше всего влияет на разрушение дорожного полотна. Для сравнения: в прошлом году в тот же период таких «переходов через ноль» было всего три. Весна в этом году тоже была ранней — мощный паводок тому подтверждение.

Соответственно, нынче мы беспрецедентно рано начали и ремонтные работы — уже в конце февраля. На сегодняшний день отремонтировано уже более 200 тыс. кв. м городских дорог. В основном разрушению подвержены дороги, которые не ремонтировались по 8—10 лет. Таких в Перми накопилось достаточно много. Но если мы посмотрим на дороги, которые были капитально отремонтированы год—три назад, все они находятся в нормативном состоянии.

— Действительно, за ремонт нынче взялись очень рано. Но остаётся вечный вопрос: почему нельзя строить их так, чтобы каждую весну не ремонтировать?

— Ни одна технология строительства не позволяет уложить асфальт так, чтобы он стоял вечно. За год естественным образом изнашивается до 2,5 см верхнего слоя дорожного полотна. Его нужно планомерно менять. Если пропускается нормативный срок ремонта, верхний слой покрытия начинает разрушаться. Очень мало где в России соблюдаются нормативные сроки, за исключением Москвы.

Недавно мэрия Москвы объявила о своих ближайших планах. Они начали текущий ремонт дорог 8 апреля. Это достаточно рано. В этом году будет заасфальтировано 13,5 млн кв. м московских дорог. Для сравнения: в Перми всего 14 млн кв. м дорог с асфальтовым покрытием. То есть они за год могли бы заасфальтировать почти всю Пермь. И на это будет потрачено 22 млрд руб. Эта сумма равна годовому бюджету города Перми. При этом в Москве с 2011 года изменён межремонтный срок замены верхнего слоя асфальта. Раньше он составлял восемь лет, сейчас его сократили до трёх лет.

Так вот, для того чтобы хоть как-то приблизиться к этому уровню, нам каждый год нужно ремонтировать 10% от существующего дорожного покрытия. Ещё три—четыре года назад в Перми ремонтировали 2—3% в год максимум, то есть порядка 300 тыс. кв. м.

Что мы предпринимаем? Начиная с 2014 года мы планомерно наращиваем объём финансирования дорожного ремонта. Все высвобождающиеся средства направляем на эти цели. Так, в январе дума приняла решение о выделении дополнительно 225 млн руб., в апреле — ещё 190 млн руб. Сейчас правительство России направляет ещё 350 млн руб. — также на ремонт пермских дорог.

Таким образом, нам удалось увеличить первоначальный план ремонта в три раза. В этом году в Перми площадь ремонта превысит 1 млн кв. м. Если нам удастся выдержать эти темпы в ближайшие годы, состояние дорог начнёт заметно улучшаться.

— От некоторых общественников и депутатов приходилось слышать, что даже в «стратегических» документах мэрии заложены целевые показатели роста объёмов «ненормативных» дорог. Неужели действительно администрация ставит перед собой такие задачи?

— Я повторяю, наша цель — ежегодно наращивать объёмы ремонта городских дорог, и мы это делаем.

— Приходилось слышать, что городские власти чувствуют дефицит добросовестных и ответственных подрядчиков дорожных работ. Справятся ли с таким объёмом подрядчики?

— Действительно, в городе есть недостаток подрядных организаций, которые работают качественно и готовы выполнять крупные и сложные объекты. Их можно пересчитать по пальцам одной руки: это, например, компании «СМУ-34», «Спарго», «Старт», «ТехДорГрупп». Эти компании имеют в штате достаточное количество квалифицированных сотрудников, регулярно закупают новую дорожную технику, используют самое современное оборудование и технологии.

Скажем, ООО «СМУ-34» выполнило такие объекты, как реконструкция ул. Максима Горького, строительство участка ул. Советской Армии. «Старт» работает на ул. Макаренко, ООО «ТехДорГрупп» — на площади Восстания.

Жёсткий контроль за проведением работ по строительству дорог позволяет нам добиваться результатов — у нас нет дорожных долгостроев. Но есть компании, которые слабее, за ними нужен постоянный контроль во время проведения работ, а при некачественном выполнении подрядчик обязан устранять недостатки за свой счёт, что ведёт к задержке сроков. В прошлом году, например, такая ситуация была с ремонтом улиц Лянгасова, Якутской (ООО «К2»). Но и тогда, хоть и с некоторой задержкой, мы получили качественное дорожное полотно: проверки этого года показали, что нареканий к ним нет. Наша главная задача при дорожном строительстве — обеспечить качество будущего дорожного покрытия, пусть даже в ущерб скорости.

Почти все из перечисленных добросовестных подрядчиков начинали с мелких тендеров на уборку дорог. С годами выросли, окрепли, стали браться за всё более сложные объекты. Мы действительно очень аккуратно и бережно «выращиваем» именно пермских подрядчиков, потому что они именно здесь создают рабочие места, платят налоги, и, в конце концов, мы всегда знаем, с кого спросить, если что. К сожалению, в минувшие годы было много случаев с иногородними подрядчиками, когда после окончания работ город испытывал проблемы со сданными объектами, а компании «исчезали».

— Почему нельзя так формировать аукционную документацию, чтобы не заключать контракт с сомнительными компаниями?

— Мы работаем в правовом поле — есть федеральный закон №44, который чётко регламентирует конкурсные аукционные процедуры. Отстранить от аукциона какого-то подрядчика, который нам не нравится, без оснований мы не можем.

Иногда бывает такая ситуация, что на момент заключения договора подрядчик был нормальный, а потом «что-то пошло не так». К тому же все смотрят экономические новости. Если сравнить цены 2010 года и сегодняшние, станет понятно, что ситуация сильно изменилась. Топливо, техника подорожали. Понятно, что количество подрядчиков, которые не выдерживают этого, растёт. Помимо этого, у нас очень жёсткие условия. Конкурсная или аукционная документация предусматривает наличие банковской гарантии, которую сейчас не каждый подрядчик может себе позволить.

— Какие крупные дорожные объекты запланированы к работе в нынешнем сезоне и в ближайшей перспективе?

— Мы делаем акцент на системной «расшивке» узких мест дорожной сети, что позволяет увеличить их пропускную способность и решить вопросы транспортной доступности отдельных микрорайонов. На 2016 год запланировано окончание работ по реконструкции ул. Макаренко и площади Восстания. В ремонте дорог городу очень помогает губернатор Виктор Фёдорович Басаргин, по его указанию край выделяет городу 75% средств на реконструкцию объектов такого рода, а на реконструкцию ул. Горького краем было направлено 95%, городских средств — 5%. Высвободившиеся средства мы вкладываем в текущий ремонт дорог.

Осенью стартует реконструкция развязки ул. Героев Хасана с Транссибирской магистралью. Суть проекта в том, что будет строиться параллельная железнодорожная эстакада, а действующая насыпь с тоннелем будут разобраны, выезд под Транссибом мы расширим с 8 до 20 м — по ширине ул. Героев Хасана.

Капитально будут отремонтированы участок ул. Ленина и ул. Саранская, ведущая к спорткомплексу «Победа».

Всего в этом году будет отремонтировано более 80 объектов. Это как крупные магистрали — улицы Энгельса, Уральская, Уинская, Куфонина, Сибирская, Петропавловская, Пушкина на подъезде к развязке у Центрального рынка, Плеханова, Спешилова, так и небольшие внутрирайонные объекты. Среди них — улицы Свердлова, Краснополянская, Косякова, Ракитная, Бушмакина, Комбайнёров, Норильская и др.

Что касается перспективных планов, то сейчас ведётся проектирование ул. Строителей. Эта улица соединяет Красавинский мост и дорогу Стаханова — Чкалова. Это один из важнейших моментов, который позволит нам частично разгрузить центр Перми от того транспорта, который идёт через Коммунальный мост. Сейчас Коммунальный мост загружен на 97%, а Красавинский — на 38%. Нужно дозагрузить Красавинский мост хотя бы до 55—60%. Проектируется первый этап ул. Строителей — от ул. Куфонина до ул. Локомотивной. Вполне возможно, что в этот этап войдёт и проект реконструкции площади Гайдара и строительство третьего прокола под железную дорогу. Дальше следующий участок — от ул. Локомотивной до ул. Стахановской.

Ещё один проект — реконструкция ул. Революции, предусматривающая её расширение, реконструкция рыночной площади, строительство транспортной развязки, которая будет соединять улицы Пушкина и Попова, с переустройством трамвайных путей.

Вообще, в очереди на реализацию — ряд крупных дорожных проектов на 5—6 млрд руб.

Инвестпроекты

— В самом деле, экономическая ситуация сейчас не позволяет «развернуться». Традиционно власти всех уровней, стараясь максимально сохранять социальные обязательства, экономят на инвестпроектах. Для Перми это характерно? На чём экономит город?

— Нет, поступательное наращивание инвестиционных расходов — это принципиальная позиция бюджетной политики Перми. Даже в нынешней экономической ситуации Пермь не отказывается от инвестиций, город развивается. И это само по себе является фактором бюджетной стабильности.

А экономим мы на текущих расходах, снижаем стоимость муниципальной услуги, затраты на содержание органов местного самоуправления, оптимизируем стоимость всех муниципальных контрактов, стараясь максимально её уменьшить. По всем позициям мы снижали затраты на содержание казённых учреждений.

Вместе с тем объём инвестиционных расходов с каждым годом увеличивается. Например, в 2016 году инвестиционные расходы относительно прошлого года вырастут с 2,5 млрд до 3,2 млрд руб., их доля в бюджете увеличится с 11,1 до 14,5%. Если говорить о структуре этих расходов, то более 70% бюджетных инвестиций приходится на сферу жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройство. Бюджетные инвестиции в социальную сферу составили по итогам 2015 года 28%.

Это позволяет нам исполнить обязательства в сфере образования: по местам в детских дошкольных учреждениях обязательства уже исполнены, сейчас строим новые школы, привлекая федеральные средства по программе «Строительство школ».

Реализуется целый ряд крупных инфраструктурных проектов — я имею в виду те самые дорожные объекты, о которых мы говорили. При этом мы не уменьшаем затраты на расселение аварийного жилья, начинаем строительство нового муниципального дома. Заканчиваем реконструкцию участка набережной.

— Тем не менее «полка проектов», как вы сказали, не пустует. Может так получиться, что какой-то из заявленных проектов не будет доведён до конца — например, по причине всё той же экономической ситуации?

— Нет. Город реализует все проекты, которые декларирует, несмотря на экономические трудности. Это отличительная черта современной инвестиционной политики Перми.

Социалка

— Дмитрий Иванович, приходилось слышать, что заявления властей о том, что очереди в детсады для детей от трёх до семи лет ликвидированы, — не более чем декларация, а на самом деле дефицит есть. Так ли это? Будет ли продолжена работа по строительству детсадов?

— Дефицита как такового нет: в Перми созданы места для детей в возрасте от трёх до семи лет. Правильнее говорить, что сегодня родители отмечают не нехватку мест в детских садах, а то, что места не находятся в том микрорайоне или районе, где бы они хотели.

Для того чтобы помочь родителям найти более удобный вариант места в детсаду, департамент образования администрации Перми ещё в апреле 2015 года провёл встречу с представителями родительской общественности. В результате достигнутых договорённостей департамент и его районные отделы помогают родителям, которые хотят обменяться путёвками в детские сады при условии, что дети из двух семей — в одной возрастной группе.

— Почему, на ваш взгляд, понадобилось столь масштабное строительство детсадов? В 1990-е годы они массово закрывались, потом как-то обходились программами вроде «Маминого выбора»...

— Вопрос увеличения мест в детских садах стал особенно актуальным для Перми после 2010 года, когда начала увеличиваться рождаемость в городе. Переломный момент наступил в 2011 году, когда рождаемость пошла вверх, а смертность стала уменьшаться.

Смотрите: вот 2005 год. Тучные годы, золотые времена, когда всё росло как на дрожжах. Но показатель рождаемости был 10,1 на тысячу жителей, а смертности — 14,8. То есть шла серьёзная убыль населения. В 2011 году графики сошлись на нуле, рождаемость и смертность были одинаковы. После этого тенденция переломилась. И мы видим, что в 2015 году рождаемость — 15 человек на тысячу жителей, смертность — 12,3, то есть мы «приросли» на 2,7 пункта. Помните, несколько лет были актуальны споры: Пермь — «миллионник» или уже нет? Сегодня население Перми — 1,041 млн человек, оснований для споров больше нет. Только в прошлом году в Перми родилось 16 тыс. малышей. Вот вам и ответ на вопрос, зачем нужно столько детсадов.

Поэтому в последние годы мы ведём системную работу по повышению доступности дошкольного образования. Используются самые разные средства: ремонты и открытие ранее закрытых групп, строительство и выкуп новых зданий для детсадов, работа с частными детскими садами. Понятно, что приоритет в обеспечении дошкольным образованием — за детьми от трёх до семи лет, которым нужно адаптироваться к новой среде общения, подготовиться к школе.

В 2014 году в Перми появилось 14 новых зданий детских садов (были капитально отремонтированы 10 детских садов, три здания были выкуплены у компаний-застройщиков, один детский сад перешёл в муниципальную собственность по договорённости с крупным предприятием). Таким образом, было создано 4226 дополнительных мест. По итогам 2015 года администрация Перми открыла 10 зданий дошкольных учреждений (восемь после капитального ремонта и два после выкупа у строительных организаций), это более 3709 мест. Таким образом, поставленная президентом задача в Перми выполнена.

— Понятно, что следующий этап — участие в федеральном проекте «Современная школа». Какие школы появятся в Перми в ближайшее время?

— В рамках проекта «Современная школа» партии «Единая Россия» будет увеличено число мест в школах города. Одним из самых значимых результатов станет то, что больше детей получат возможность учиться в одну смену. В свою очередь, администрация Перми реализует проект «Школа на пятёрку». Что будет сделано в рамках этого проекта?

Новая школа «Мастерград», которая строится на ул. Костычева, 16 в микрорайоне Пролетарском, как раз вошла в этот проект. Совсем недавно было принято решение о выделении 506 млн руб. на её строительство из федерального бюджета. Причём Пермь — единственный город в крае, который уже вошёл в федеральное финансирование по проекту «Современная школа».

Вообще, на Пролетарке появится целый комплекс из двух школ. Уже существующая школа №40 (ул. Костычева, 33) вскоре получит имя «Мультипарк» и будет обучать детей с первого по четвёртый класс. Затем учащиеся будут переходить на обучение по средней и старшей ступени в школу «Мастерград». Эта школа будет ориентирована на подготовку наших будущих строителей, архитекторов, проектировщиков, дизайнеров.

Идея профильных уникальных школ очень многим понравилась. Сейчас обсуждается проект создания школы в Индустриальном районе, которая будет ориентирована на сотрудничество с крупными предприятиями района — представителями химической и нефтехимической отрасли. Логично, что и школа должна быть с «химическим» уклоном.

В 2016 году начнётся капитальный ремонт в школе №73. Будет разработана проектно-сметная документация для капремонта здания школы на ул. Ивана Франко, 43, для строительства новых корпусов школ №42 (ул. Нестерова, 18) и №59 (проспект Парковый, 8а) — оба корпуса на 1000 мест для школьников.

Кроме того, в рамках проекта «Школа на пятёрку» в этом году откроются спортивные залы в школах №32, 45 и 50. В гимназии №7 и в школах №34 и 140 будут введены в эксплуатацию межшкольные стадионы.

Жильё

— Как продвигается работа по расселению ветхого жилья и реновации застроенных территорий, строительству муниципального жилья? Есть ли интерес у застройщиков к таким проектам?

— Да, программа по расселению аварийного жилья реализуется, её никто не отменял. В рамках указа президента до конца 2017 года необходимо расселить все дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. Эту задачу планируется решить уже в этом году, средства для этого в бюджете города есть.

В 2015—2016 годах на расселение выделялось более 1 млрд руб. ежегодно. В городе реализуется программа развития застроенных территорий, которая позволяет привлечь внебюджетные средства для решения этого вопроса. За последние два года расселено 45 тыс. кв. м аварийного жилья, 1349 семей переехали в новые квартиры. Снесено 75 расселённых аварийных домов.

В 2015 году был заселён первый муниципальный дом на ул. Сокольской, 12, построенный для нужд расселения. В нём квартиры получили 235 семей.

Интерес у застройщиков как к реновации территорий, занятых ветхим жильём, так и к строительству муниципальных домов есть. Самый яркий пример — новые дома в некогда «барачном» квартале №589, который застраивает ОАО «ПЗСП». Эта же компания строила и муниципальный дом на ул. Сокольской, 12.

В планах мэрии на ближайшие три года — переселить ещё не менее 800 семей в благоустроенное жильё. В 2016 году начнётся строительство второго муниципального дома, рассчитанного на 198 семей. Завершить работы планируется в 2017 году.

— Часто приходится слышать, что «голландский» генплан 2010 года претерпел столько изменений, что, кажется, от него вообще ничего не осталось. Как вы считаете, существуют ли в городе жёсткие правила застройки?

— Изменения в генплан на моей памяти принимались всего единожды — в январе 2014 года. Пермская городская дума приняла пакет поправок по поводу застройки таких территорий, как Бахаревка, Ива, Заостровка, и ряда других. Но все эти изменения касаются лишь 0,16% застроенной, подчёркиваю — застроенной площади города. Поэтому говорить о том, что «от генплана ничего не осталось», можно, только имея очень бурную фантазию.

К тому же даже указанные поправки время откорректировало. Скажем, от строительства зоопарка в Черняевском лесу впоследствии было решено отказаться. Компания «ПИК», желавшая застраивать Бахаревку, от своих планов отказалась. Не получил развития и проект подземной застройки эспланады. Но вот Ива, к примеру, развивается.

Хотя соглашусь, что преемственности в тех или иных решениях по поводу развития и застройки города часто не хватает.

Сети

— Не секрет, что сети в Перми изношены. Представители ООО «Новогор-Прикамье» как-то приводили цифру: в целом на ремонт «водных» сетей нужно около 30 млрд руб. Насколько активно идут работы по модернизации?

— Существующие инженерные системы водоснабжения построены в основном в 1970—1980-е годы и эксплуатируются уже 40—50 лет. Модернизация сетей долгое время не проводилась. В Перми ведётся постоянное обновление коммунальной инфраструктуры как силами сетевых компаний, так и по заказу муниципалитета. Ежегодно компании «Новогор-Прикамье» и «Т Плюс» в рамках концессионного соглашения и инвестиционных программ меняют более 20 км сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Аналогичные инвестиционные программы существуют со всеми ресурсоснабжающими компаниями города.

Для того чтобы город развивался не хаотично, все планы поставщиков ресурсов и застройщиков соединены воедино.

Пермь — один из первых городов, внедривших практику заключения концессионных соглашений. Договор концессии с ООО «Новогор-Прикамье», заключённый администрацией Перми в 2013 году, уже показал свою эффективность. Коммунальный оператор в полном объёме выполняет свои обязательства. Ежегодно, как я уже говорил, проводится капитальный ремонт 20 км сетей водоснабжения, ведётся реконструкция Биологических очистных сооружений. Всего до 2022 года затраты ООО «Новогор-Прикамье» на капремонт составят 2,6 млрд руб., инвестиции в модернизацию — 3,5 млрд руб.

Дополнительно муниципалитет вкладывает средства в крупные инвестиционные проекты. В 2016 году завершена реконструкция насосной станции «Заречная», где построен резервуар для воды. На 2017 год запланировано окончание работ по реконструкции системы водоотведения посёлка Крым.

— А как обстоят дела с достройкой канализационного коллектора?

— Строительство главного разгрузочного коллектора (ГРК) продолжается. 13 шахт коллектора общей протяжённостью 7129 м уже проложены по территории Дзержинского, Свердловского, Ленинского районов. Стоки переключены от РНС-3 до стадиона «Динамо».

Сейчас ведётся строительство мостового перехода через реку Егошиху, который позволит продлить коллектор в Мотовилихинский район. Завершить работы планируется летом этого года, после чего появится возможность переключить стоки вплоть до Егошихи.

Параллельно идёт проектирование шахт 13 и 13а, строительство которых позволит переключить стоки от микрорайона Ива, который сейчас активно развивается.

Немного о политике

— Недавно на одном из пермских экспертных клубов в вину городской власти была поставлена «непрозрачность» расходования бюджетных средств...

— Бюджет Перми полностью прозрачен. Два раза в год проходит общественное обсуждение бюджета: при утверждении на следующий год и при заслушивании отчёта об исполнении за прошедший год.

Каждый житель Перми может зайти на сайт «Публичный бюджет города Перми» и узнать всю необходимую информацию о бюджете, сравнить его с показателями городов-аналогов. Главный финансовый документ представлен в понятной и доступной форме, содержит актуальные данные о доходах и расходах бюджета Перми, муниципальных программах и планируемых объектах капитального строительства города на 2016—2018 годы.

Кроме того, городской департамент имущественных отношений с этого года планирует проведение продажи недвижимого имущества в электронной форме. Благодаря открытости и прозрачности процедуры ход торгов виден всем заявителям. Планируется, что электронная площадка начнёт работу уже летом.

— Каково ваше отношение к новому порядку формирования Пермской городской думы — из 36 депутатов 14 будут избраны по партийным спискам? Часто от депутатов приходится слышать, что «партийные» депутаты толком не работают (во всяком случае, в округе), просто отбывают срок, а голосуют так, как велит партийное руководство. Нет ли опасений, что следующий состав думы будет пассивным и безликим? Или исполнительной власти это только на руку?

— Исполнительной власти это точно не на руку. Ничего из того, о чём мы с вами говорили, не было бы возможно без плотного и конструктивного взаимодействия с депутатским корпусом, главой города. Я должен отметить, что нынешний состав думы — очень активный, вдумчивый, профессиональный, и я искренне надеюсь, что основной костяк сегодняшнего городского парламента перейдёт в следующий созыв.

Что же касается нового порядка формирования думы, то не такой уж он и новый. В Уставе Перми возможность формирования думы именно по такому принципу закреплена довольно давно, другое дело, что этот принцип раньше не был реализован. По моему мнению, это будет логичным шагом, приведёт систему формирования думы в соответствие с неким общефедеральным стандартом.

Смотрите: предыдущий созыв Госдумы был на 100% сформирован по партспискам, заксобрание — 50 на 50, а городская дума на 100% состояла из одномандатников. Сейчас же в Госдуму снова будут избираться депутаты по одномандатным округам, в ЗС всё остаётся как есть, а треть Пермской городской думы составят «партийные» депутаты. Появляется логичная связанность и сбалансированность депутатских корпусов разных уровней.

Ну, а как будут работать эти депутаты — покажет время. Во-первых, всё зависит от конкретных людей. Во-вторых, не думаю, что им удастся избежать депутатских обязанностей: все ведь на виду...

— Любой предвыборный период — довольно нервное время для всех властей. Нынешний период — не исключение. Насколько муниципальным властям удаётся быть «вне политики» и до какой степени всё же приходится в неё «втягиваться»?

— Конечно, мы не можем оставаться в стороне от предвыборных процессов хотя бы потому, что даже организационно в проведении кампании и выборов многое завязано на муниципальную власть. Вы правы, любые выборы — это особо нервный период, когда любое действие или бездействие рассматривается «под лупой» с повышенной придирчивостью.

Но я придерживаюсь той точки зрения, что главная задача администрации — это выполнение своих функций по жизнеобеспечению города. Если дороги ремонтируются, вода течёт по трубам, школы и детсады строятся, а территория прибирается, то и причин быть втянутыми в политические конфликты значительно меньше.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться