Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


Игорь Вагин: Повысить явку уговорами не получится

Председатель крайизбиркома — об особенностях «больших выборов» и новинках законодательства

Поделиться

Впервые в истории Прикамья в один день пройдёт кампания по выборам в Госдуму, краевой парламент и Пермскую городскую думу. Избирателям Перми, к примеру, придётся заполнять шесть бюллетеней. В числе новшеств — предварительное голосование, обязательные дебаты и ряд изменений в законодательстве. Эти и другие нюансы комментирует председатель Избирательной комиссии Пермского края.

Вагин Игорь

  Константин Долгановский

— Давайте начнём с общей информации: в чём особенность выборов сентября 2016 года?

— Прежде всего в том, что впервые для Пермского края в один день пройдёт голосование по трём крупнейшим кампаниям — выборы в Госдуму, Законодательное собрание края и Пермскую городскую думу. Мы ожидаем большого количества участников выборов. Так, в Госдуму, например, без сбора подписей имеют право выдвигать кандидатов 14 партий. Полагаем, что почти все они примут участие в выборах, как минимум выдвинув партийные списки.

Кроме того, изменился и способ избрания депутатов. На выборах в Госдуму вернулась смешанная система, когда избиратель голосует не только за партию, но и за депутата-одномандатника.

Впервые выборы в Пермскую городскую думу также пройдут по смешанной системе. В результате избиратели города Перми, например, получат шесть избирательных бюллетеней.

Думаю, что все участники избирательных кампаний понимают, что всё это накладывает дополнительную ответственность как на организаторов выборов, так и на их участников.

— Большие выборы — большая работа, много людей задействовано. Можете привести статистику нынешних выборов? Например, число участков, мандатов, сотрудников избиркомов и т. п.

— Помимо уже названных выборов нас ожидают 26 избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления. Должны быть сформированы 14 земских собраний. Всего будет распределяться 378 мандатов депутатов представительных органов местного самоуправления.

В Пермском крае образовано 1815 избирательных участков. В участковых комиссиях будет задействовано более 16 тыс. членов комиссий. Эти люди не работают у нас на постоянной основе, в основном это сотрудники бюджетных учреждений и представители общественных организаций и политических партий. То есть всем им нужно напомнить основы избирательного законодательства, права и обязанности всех участников процесса, скоординировать их действия. Каждый из них должен знать свою роль на избирательном участке, должен знать законодательство.

— Раз уж мы заговорили о законодательстве... Вы недавно внесли изменения в законодательство о выборах. В чём их суть и для чего они нужны?

— Ежегодно перед началом избирательной кампании мы выходим с законодательной инициативой, направленной прежде всего на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Таких существенных поправок за весенне-зимний период текущего года накопилось немало. Последние изменения были подписаны президентом буквально 5 апреля.

Например, раньше не определялось количество наблюдателей от кандидата или партии. В ряде других регионов некоторые кандидаты использовали эту лазейку для осуществления своеобразного подкупа избирателей.

На участок каждые пять минут приходил новый наблюдатель, который проживал в округе, регистрировался, голосовал, уходил — и на его место приходил новый. С каждым из них был заключён договор об оказании услуг по наблюдению. Теперь эта «лазейка» закрыта: у кандидатов и партий есть возможность направлять не более двух наблюдателей в одну комиссию.

И список с данными о них должен быть представлен в избирком не позднее чем за три дня до дня голосования или досрочного голосования.

При этом наблюдателям дали новые права. Например, теперь они вправе вести фото- или видеосъёмку на избирательном участке.

Много противоречивой и часто неточной информации слышал про изменения в сфере информирования и деятельности СМИ в период избирательной кампании. Могу заверить, что принятые изменения сути работы прессы не меняют и права журналистов не ограничивают. Предлагаемыми изменениями вводится лишь необходимость аккредитации представителей средств массовой информации для участия в освещении дня голосования в порядке, предусмотренном ЦИК России или Избирательной комиссией Пермского края.

Аккредитация проводится в уведомительном порядке, а заявки на неё подаются в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Это делается с целью ограничить возможность использования «чёрных технологий» и провокаций на избирательном участке.

Ещё одно новшество, которое будет интересно избирателю, — предложение ввести обязанность кандидатов участвовать в дебатах в телеэфире. В противном случае эфирное время кандидата будет перераспределено его же оппонентам.

И это далеко не все изменения.

— Изменений действительно много. Но почему вообще у нас перед каждыми выборами меняется законодательство? Причём, по мнению многих общественников, все они идут в сторону закрытости системы, создания дополнительных «фильтров» для попадания активных граждан в органы власти. Однако есть и другое мнение (например, высказываемое представителями партии большинства) — это движение в сторону демократии. Вы с каким мнением согласны?

— Действительно, избирательное законодательство — достаточно динамичная отрасль права. Примеры, почему происходят некоторые изменения в законодательстве, я привёл. Есть сложившаяся практика нарушений — есть реакция законодателя на их пресечение. Но говорить о движении в сторону закрытости и всевозможных «фильтров» я бы не стал. Скорее наоборот.

Возьмём для примера избирательный барьер для партий при распределении мандатов в Законодательном собрании. Он уменьшен с 7 до 5%.

Другая сторона — многие партии и их кандидаты освобождены от сбора подпи-

сей, достаточно получить определённую поддержку населением этой партии на прошедших выборах. Среди партий, которые будут выдвигать списки и кандидатов без сбора подписей на выборы в Госдуму, есть и те, которые ряд экспертов относит к жёстко оппозиционным властям. Где же здесь «фильтры»?

Более того, права и обязанности кандидатов, наблюдателей или представителей СМИ в последнее время только расширяются. По сравнению с предыдущими выборами в заксобрание значительно скорректированы основания для отказа в регистрации кандидату. Избирательные комиссии теперь обязаны уведомлять кандидатов и партии о неполноте или неточностях в представленной документации и давать три дня на исправление таких ошибок.

Результат нововведений тоже очевиден: за счёт упростившейся процедуры выдвижения в 2015 году 2/3 кандидатов выдвигались от партий, 80% победивших — представители партий.

К тому же сейчас приняты изменения закона, направленные на повышение гласности в работе комиссий и расширение информационного обеспечения выборов. Мы, например, в прошлом году по запросу общественников и исходя из многочисленных жалоб на затянутые сроки выдачи тех или иных документов территориальными комиссиями разработали интернет-портал избирательных комиссий Пермского края, где есть вся актуальная информация о комиссиях.

В период избирательной кампании (и это закреплено в регламенте) на портал в течение суток выкладываются все решения комиссий.

Я перечислил лишь немногие изменения, но очевидно одно: все они направлены на повышение открытости и реальной состязательности выборов при обеспечении законности их проведения.

И уж если на то пошло — все ли эти изменения хороши? Говорили о сложностях с регистрацией партий — в результате либерализовали законодательство в этой части. В Прикамье их (региональных отделений политических партий — ред.) сейчас 58. Думаю, что вы и о половине из них никогда не слышали. Зато получили по старой доброй традиции в некоторых случаях откровенное использование партийных списков для заработка партий. Так что всё относительно.

— К серьёзным изменениям можно отнести и формирование Пермской городской думы по смешанной системе. В чём преимущества для управляемости и для избирателей? В чём недостатки?

— В данном случае есть свои плюсы и минусы. Положительные стороны — в городе оживает партийная жизнь, и уже не отдельные личности, а отделения партий будут бороться за внимание горожан. Ведь от их активности будет зависеть, проголосует ли за них избиратель на участке и, соответственно, сколько представителей партий окажется в думе. Именно поэтому за внедрение смешанной системы выступают те партии, у которых в активе нет известных публичных кандидатов-одномандатников, но есть партийная платформа и бренд, за который голосуют.

Из недостатков — некоторая обезличенность части думы. Многие избиратели не будут знать своих представителей в думе от политических партий, что приведёт к отсутствию должной прямой связи избирателя с депутатом. А это важная составляющая для муниципального уровня.

В ситуации с Пермью новый вариант устава закрепил к тому же уменьшение числа одномандатных округов, а значит, увеличилось число жителей в округе. При разработке границ округов мы постарались сделать так, чтобы округ включал в себя единую территорию микрорайона или ТОСа, что должно способствовать повышению эффективности работы депутатов и удобству взаимодействия с ними избирателей.

— Как в таком случае вы относитесь к распространённому опасению, что партийные кандидаты якобы голосуют так, как велит партийное руководство, а не так, как хочет избиратель?

— Есть одномандатники, которые решают проблемы своего округа, в нашем случае микрорайона, есть списочники, которые следуют партийной логике и реализуют те партийные установки, которые выработаны на федеральном, региональном уровнях и отражают настроение избирателей, проголосовавших за эту партию.

Кто-то голосует за личность, за решение конкретных проблем, кому-то ближе партийная платформа или федеральный лидер партии.

Смешанная система даёт избирателям ресурс партий, которые будут отвечать на следующих выборах за эффективность работы своих депутатов.

Хотя очевидно, что на местном уровне крайне важна прямая связь жителя и его депутата, ведь речь идёт о решении конкретных местных проблем.

— В связи с чем нужна была новая нарезка округов на выборах в гордуму и каковы её особенности?

— После внесённых почти год назад изменений в Устав города Перми изменился порядок формирования Пермской городской думы. При сохранении прежнего количества депутатов (36), 22 из них стали избираться по одномандатным округам, а 14 — по партийным спискам.

Все эти изменения повлекли за собой необходимость разработки новой схемы избирательных округов. Соответственно, территория каждого округа увеличилась. Увеличилось и количество зарегистрированных в округе избирателей. Например, ранее средняя норма представительства составляла 21,6 тыс. избирателей, а теперь — 35,7 тыс.

Члены городской избирательной комиссии провели большую работу по разработке нового варианта схемы, учитывая различные факторы: изменения численности избирателей, транспортную доступность, естественный ландшафт местности и многое другое.

Основное преимущество новой нарезки — то, что удалось соблюсти единство территории округа: в большинстве случаев округ включает в себя микрорайон или границы ТОСов. Поделены между округами только лишь большие микрорайоны, численность которых превысила норму представительства избирателей. Например, сейчас у жителей микрорайонов Южный, Юбилейный, Кислотные Дачи, Садовый, Крохалева, Вышка и ряда других территорий будет один депутат. Для жителей будет предельно понятно, с кого спрашивать за решение проблем конкретной территории.

Отдельно следует отметить и то, что впервые границы округов Пермской городской думы будут совпадать с округами по выборам в Законодательное собрание Пермского края, что при должном взаимодействии позволит объединить ресурс муниципальных и региональных депутатов для решения местных проблем.

— Легитимность и открытость выборов — данный тренд активно декларируется в федеральной повестке. Как он реализуется в Прикамье? Ранее были споры на выборах с уча-стием ТИКов, сейчас ситуация изменилась?

— Повторю очевидную вещь: конкурентные и открытые выборы — залог легитимности избранных лиц. И где-то это декларируется, у нас уже как минимум два политических сезона нет конфликтов, где избиркомы разных уровней приняли бы, назовём это так, неправомерное решение.

Прежде всего, это стало следствием выстраивания вертикали избирательных комиссий при всех условностях, им присущих. Поменялся даже принцип подбора руководства ТИКов, сейчас это полностью прерогатива краевой комиссии. Ориентации на местные силы влияния у комиссий нет, есть ориентация только на законность.

Мы серьёзно повысили профессиональный уровень членов комиссий.

У нас нет отменённых судом решений.

Мы много делаем для повышения доверия к институту выборов, и отсутствие обоснованных претензий к работе избиркомов — один из важных элементов такой работы.

Много внимания мы уделяем разъяснению того, как работает система избирательных комиссий: взаимодействуем с крупными общественными организациями, вышли в социальные сети и в студенческую среду.

Взаимодействие с гражданским обществом, уполномоченным по правам человека, наша готовность обучать наблюдателей, организация видеонаб-людения и использование прозрачных ящиков и КОИБов на избирательных участках — всё это также элементы повышения доверия к выборам.

Стоит отметить, что недавно нами был сделан принципиальный шаг в работе с общественностью — создан консультационный совет при Избирательной комиссии Пермского края. Он сформирован совместно с Общественной палатой и уполномоченным по правам человека. Члены совета будут обсуждать системные и наиболее резонансные вопросы избирательного процесса. Темы для обсуждения будут предлагаться как уполномоченным по правам человека, так и представителями общественности. Поэтому предполагаю, что в период выборов на заседания совета мы будем выносить и рассмотрение жалоб, чтобы снять напряжение в этой сфере. Это ещё раз говорит о том, что избирательные комиссии открыты для взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса.

— Партия «Единая Россия» 22 мая проводит масштабное предварительное голосование. Другие партии тоже устраивают некий «предварительный отбор» кандидатов. Это просто повод для дополнительного пиар-шума или в этом есть реальный смысл как для избирателей, так и для политических партий?

— Такие партийные проекты, несом-ненно, дают партиям повод заявить о себе ещё до начала избирательной кампании. Насколько я понимаю, сейчас все партии заинтересованы в том, чтобы найти кандидатов, способных победить в условиях усиливающейся партийной конкуренции. Будущие кандидаты должны пройти своеобразное «сито» — быть протестированными как однопартийцами, так и избирателями, чтобы выявить сильнейших.

В этой ситуации любая нечестность при проведении предварительного отбора ударит прежде всего по партийным позициям на последующих выборах.

Поэтому считаю, что идея отличная во всех смыслах. Но вот каким образом она будет реализована, покажут ближайшие два месяца.

— Активность избирателей объективно падает. С чем это связано? Как мы выглядим в сравнении с развитыми странами — там тоже на выборы ходит 20—30% или нет?

— Стоит отметить, что явка всегда зависит от уровня выборов. Самая высокая — на выборах президента страны. Если взять средние показатели явки избирателей Прикамья за последние годы, то это порядка 30% на муниципальных выборах, 49% — на региональных и 55% — на выборах президента РФ. Это средние показатели по стране.

В части уровня явки мы движемся в определённом коридоре в течение последних лет 10.

Даже на общеевропейских выборах явка в среднем аналогичная и не превышает 46%. А если взять прошедший 6 апреля референдум в Нидерландах об ассоциации Украины и ЕС, явка там оказалась на уровне 30%.

Для вас это прозвучит дико, наверное, но в ряде, как вы говорите, «развитых стран» явку стимулируют. Так, согласно законодательству Бельгии участие в выборах является обязанностью и неявка избирателя на выборы без уважительной причины наказывается штрафом в размере до 137 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности.

— Какова сейчас активность разных категорий избирателей, например молодёжи, инвалидов? Что делается избиркомами для её повышения?

— Повысить явку уговорами, разъяснениями и напоминаниями, очевидно, не получится. Явка — это прежде всего показатель интереса избирателей к выборам и их доверия к институту выборов, к осознанию реальности личного участия в формировании органов власти. Отсюда создаётся важный элемент политической стабильности — признание гражданами легитимности избранных лиц.

Понимаем, что молодые избиратели — одна из самых критично настроенных категорий избирателей. Рассказывать им в актовом зале о важности выборов — пустая трата времени. Поэтому мы решили действовать через молодёжные избирательные комиссии, которые есть у нас в каждом муниципалитете. Это активная молодёжь, которая способна заинтересовать и убедить в своей позиции сверстников. МИКи имеют свои странички в соцсетях, где выкладывают всю информацию не столько о выборах, сколько о событиях местного значения, близких для ребят, там активно обсуждается местная повестка. Вот сейчас многие планируют мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы. Естественно, что таким образом интерес к данной деятельности среди молодёжи растёт. За год работы количество участников таких групп выросло с 200 до почти 9 тыс. Понятно, что в этом году свою роль по повышению доверия к выборам и активности молодых избирателей эта сеть сыграет.

Другое направление — работа по реализации избирательных прав инвалидов, ведь необходимо сделать процесс голосования максимально понятным и удобным для всех избирателей. Наша совместно с органами власти задача — обеспечить возможность проголосовать непосредственно на избирательном участке избирателям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы начали эту работу два года назад с того, что оборудовали те участки, где проживают избиратели с нарушениями зрения, соответствующими вспомогательными средствами, проинформировали их о такой возможности. Эти меры себя оправдали, и возник спрос на то, чтобы голосовать непосредственно на избирательном участке. Явка тогда среди таких избирателей превысила среднюю явку по краю на порядок. В 2015 году впервые число проголосовавших избирателей с ограниченными возможностями здоровья на участке превысило число проголосовавших на дому.

В 2016 году работа гораздо масштабнее. Совместно с органами власти идёт работа по оборудованию помещений пандусами, уже оборудован 181 учас-ток для голосования, и планируется оборудовать ещё порядка 50; 27 помещений для голосования перенесены на первые этажи, планируется перенести ещё 76. На данный момент в Пермском крае не осталось ни одного помещения избирательной комиссии, расположенного на третьем этаже. На самих участках мы установим специальные кабины для голосования маломобильных избирателей — всего более 400, и все участки будут оборудованы средствами для помощи при голосовании слабовидящим гражданам — лупами с подсветкой и трафаретами.

Мы реалисты и понимаем, что не решим всех проблем в части доступной среды, но важные шаги в этом направлении уже сделаны.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться