Татьяна Власенко

журналист

Елена Зорина


Штатное расписание

В Пермской ТПП сравнили российскую и американскую системы подготовки рабочих кадров

Поделиться

Пермскую торгово-промышленную палату посетила делегация руководителей комьюнити-колледжей США. С представителями системы образования из Вашингтона, Калифорнии, Северной Каролины, штата Огайо, округа Пима встречались эксперты Пермской ТПП, регионального министерства образования и науки, НИУ ВШЭ — Пермь, бизнеса и ссузов края. Участники встречи не просто нашли общий язык — общность обсуждаемых проблем оказалась беспрецедентной.

Эндрю Рис Лена Тран Стивен Олюч

Эндрю Рис, зам. директора Совета по международным обменам учёных Fulbright, Лена Тран, доктор психологических наук, магистр делового администрирования колледжа Эвергин Вэллей (Сан-Хосе, Калифорния), Стивен Олюч, доктор географических наук и искусств двухгодичного колледжа Лейкленд (Кертленд, Огайо)

Прикладной интерес

Руководители комьюнити-колледжей прибыли в Россию по программе обмена Fulbright для знакомства с региональной моделью подготовки кадров и практикой внедрения дуального обучения в системе среднего профессионального образования. Интерес был сугубо прикладным. Американская сторона исходила из определённого сходства двух государств (масштаб, территориальное деление, мультинациональность, дефицит квалифицированных рабочих кадров и др.) и надеялась изучить пермский подход к решению кадровых проблем.

Гости с интересом конспектировали выступление директора департамента профессионального развития Пермской ТПП Юлии Зинченко о проекте «Рабочие кадры «под ключ». Каждый из блоков проекта ТПП — формирование заказа бизнеса на подготовку кадров, создание новых образовательных программ, организация дуального обучения, оценка качества подготовки кадров — был описан подробно и нашёл отражение в дополнительных выступлениях экспертов. Позицию работодателей на встрече представляли «ОДК-Пермские моторы», Краснокамский РМЗ и торговая сеть «СемьЯ».

Как применяется модель, гости также смогли оценить в ходе очных визитов в Пермский кампус ВШЭ, Пермский авиационный техникум и техникум отраслевых технологий.

Студент как «инвестор»

Масштаб колледжей, интересующихся пермской практикой, был очень разным — от 1500 до 100 тыс. учащихся. Информацию о делегации представил Эндрю Рис, заместитель директора Совета по международным обменам учёных Fulbright (Вашингтон). Руководители колледжей в свою очередь рассказали о том, как функционирует система профобразования в США.

Они, в частности, пояснили, что каждый штат самостоятельно определяет приоритеты и принимает решение о финансировании учебных заведений. Некоторые штаты компенсируют колледжам коммунальные услуги и оплачивают работу педагогов. Другие (например, Калифорния) возмещают комьюнити-колледжам большую часть затрат на профподготовку. Есть спонсоры-работодатели, заинтересованные в развитии материальной базы учебных заведений.

Но главные «инвесторы» — сами студенты. Образование платное. «Единственный момент — обучение в двухгодичных комьюнити-колледжах, которые мы представляем, в разы, а то и в десятки раз дешевле, чем обучение в четырёхгодичных колледжах и университетах», — уточняют гости.

Вопрос российской стороны о том, во сколько обходится подготовка одного специалиста, гости долго не могли понять и даже несколько раз уточняли суть у переводчика: «Сколько стоит обучение для студента?» «Нет, для государства, для штата…» — настаивали на вопросе наши участники. В ответ коллеги из США пожимали плечами и говорили о том, что подобных расчётов они не производили. Колледжи в Америке настроены на самостоятельное зарабатывание средств, для чего у них существует целая инфраструктура. Неслучайно их вклад в ВВП США составляет 5%.

В колледж, который даёт начальное профессиональное образование, поступают юноши и девушки в возрасте 18 лет, а также вполне взрослые люди, например бывшие военнослужащие, желающие обрести гражданскую специальность. Кроме того, есть и «вольные слушатели», не сдающие экзаменов и не претендующие на документ по итогам обучения. Заплатив определённую сумму, они получают знания и навыки, которые им просто интересны.

В США много профессиональных ассоциаций, аттестующих специалистов по итогам обучения. Они выдают (или не выдают) выпускникам сертификаты, позволяющие работать по профессии. Для колледжей очень важно, чтобы в конце обучения студенты благополучно «вышли в свет»: получили право на работу или перешли на следующую образовательную ступень.

Угодить работодателю

Доктор географических наук, декан факультета наук и искусств двухгодичного колледжа Лейкленд Стивен Олюч (Кертлэнд, Огайо) начинает свой рассказ с того, что его учебное заведение очень заинтересовано в соответствии выпускников требованиям бизнеса, и тут же отмечает, что пермякам повезло с обилием больших промышленных предприятий. «Вам проще договориться с работодателями. Их запросы понятны и во многом похожи. У нас же главный заказчик — малый и средний бизнес. И наша ТПП, увы, совсем не занимается темой кадров», — говорит учёный. Колледжу, в котором работает Стив, приходится учитывать очень разные пожелания от очень разных бизнесов, что в условиях американского уважения прав каждого — совсем не рядовая задача.

Доктор педагогических наук, магистр делового администрирования колледжа Эвергрин Вэллей (Сан-Хосе, Калифорния) Лена Тран в более выигрышном положении. Её учебное заведение плотно сотрудничает с крупным бизнесом и во многом делает ставку на технические специальности. Но есть и проблема: практически все молодые люди хотят стать инженерами и в будущем работать на высокооплачиваемых должностях, например, в компании Tesla, окутанной ореолом инновационной романтики. «Приходится убеждать, что сантехники — тоже полезная и востребованная специальность», — шутит она.

«У нас очень хороший колледж. 99% выпускников получают национальный сертификат, но для этого им необходимо получить большой объём практики и пройти множество подготовительных экзаменов. Мы должны быть уверены в результате», — говорит педагог.

Ещё один стратегический партнёр колледжа — Honda. Эта компания, как и Tesla, вносит вклад в развитие учебной базы. Внедряя в производство систему 3D-моделирования двигателей, Honda предложила бесплатно установить специальную учебную программу даже на домашние компьютеры учеников.

«У нас такая же проблема, как и у вас, — дефицит квалифицированных рабочих кадров. Работодатель заинтересован в том, чтобы выпускники приходили именно к нему», — поясняет Лена Тран.

Буквы разные писать

Когда речь заходит о качестве подготовки студентов, гости отмечают: «Как и вы, отправляя детей на практику, мы хотим, чтобы они не выполняли роль «мальчиков на побегушках», а осваивали профессию. Нам важно, чтобы к студентам были прикреплены наставники. Работодатели нередко выдвигают встречное требование: практикант должен быть грамотным, уметь читать и писать».

Фраза про «уметь читать и писать» вызывает недоумение у российской стороны: «Такое бывает? В колледже?» Американская сторона, немного тушуясь, поясняет, что для Америки это актуально. Во-первых, там нет обязательного начального образования. Во-вторых, у двухгодичных колледжей есть свои обязательства по обучению мигрантов, от которых требовать даже элементарную грамотность бывает затруднительно. «Мы — то звено, которое должно дать в том числе и базовые знания», — говорит Лесли Майнор, доктор наук, вице-президент по академическим вопросам двухгодичного колледжа Солано (Оаклэнд, Калифорния).

С ней полностью согласен коллега из округа Пима Рикардо Кастро-Салазар. В колледже, где он работает, обучаются более 100 тыс. слушателей. И многие из них испаноязычные. «Нам, кстати, помогает ТПП. У нас сразу две палаты — муниципальная и палата штата. Это важно для развития международных отношений», — говорит Рикардо и предлагает организовать ответный визит пермской делегации в США.

Зеркальное отражение

Два часа оживлённого разговора на площадке Пермской ТПП показывают, что при значительной разнице в самой организации системы профобразования в США и России у руководителей их колледжей и наших ссузов очень много общего. И тем и другим необходимо найти идеальный баланс теории и практики, выстроить взаимодействие с работодателями, найти дополнительные источники финансирования, обеспечить дисциплину учащихся, организовать практику, профориентацию.

«Наша задача — познакомить представителей образовательных организаций с лучшими практиками, организовать информационный обмен. Мы эту задачу выполнили в Перми», — говорит представитель Fulbright Наталия Смирнова.

В блокнотах американской стороны — множество исписанных страниц. В глазах у обеих сторон — интерес и осознание возможности сотрудничества в будущем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться