Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Если учитель не источник знаний, то кто он?

Ответ на этот вопрос искали российские и международные эксперты

Поделиться

В Перми прошла II Международная научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ «Современная образовательная организация: модели, механизмы, технологии достижения новых образовательных результатов». Профессиональное научное и педагогическое сообщество обсудило ключевые аспекты развития современного образования. Тема для системы отечественной школы чрезвычайно актуальна, поскольку страна утратила прежние лидирующие позиции в этой сфере. Более того, эксперты сходятся во мнении, что состояние общего образования в России в целом достаточно «печально».

О причинах этого явления в том числе говорил в своём докладе доктор экономических наук, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов. Мы публикуем некоторые тезисы из его выступления.

* * *

В России утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который, в отличие от Федерального закона «Об образовании в РФ», разрабатывался не Госдумой, а профессионалами. По новому ФГОС общество и государство ждут в XXI веке от школы результатов (относительно каждого ученика) в трёх направлениях. Причём в важной последовательности. На первом месте стоит личностное развитие, на втором — метапредметные (внепредметные) компетенции, а на третьем — знания предмета. В связке «школа — колледж — вуз» общее образование отвечает прежде всего за формирование человека, а вуз — за создание профессионала.

Взрослые — это то, что создаётся школой. Школа — почти монополист в важнейшем для судеб любой нации деле — проектировании общества.

В какой бы школе я ни бывал, я не встречал правильного понимания слова «метапредмет». Оно означает не «меж», а надпредметные компетенции интеллектуального роста и интеллектуального развития.

На протяжении тысячелетий в человеческом обществе существуют два механизма развития интеллекта. Один из них — диалог, с которого вообще начиналась наука как таковая. Он возник 2,5 тыс. лет тому назад не только в Греции (Платон и его философская школа), но и на Востоке (Конфуций, Лао Цзы). Именно с диалога началось развитие образования. Вторым условием развития интеллекта является групповая работа.

А теперь задумаемся, почему мы так отстаём и от Запада, и от Востока.

Согласно международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA), в XXI веке российские 10-летние дети занимают первые, вторые, третьи позиции в мире. Что происходит, когда наши 15-летние дети оказываются в пятой десятке стран из 60, участвующих в мониторинге? Почему с пятого по девятый класс школа опускает своих учеников практически «до плинтуса»?

Ответ можно назвать довольно неожиданным. На Востоке образование — это часть древней культуры. В передаче знаний и традиций суть конфуцианства, буддизма, даосизма. Это не религия, это нравственная дисциплина, нравственные достижения.

На Западе на это работают законы. Западный закон об образовании обязывает родителей, если уже они произвели на свет своё чадо, нести за него ответственность. Причём очень значительную. Такого быть не может, чтобы, к примеру, в Англии (я это наблюдал своими глазами) в конце недели родители не заполнили некую анкету, где первым пунктом ответили на вопрос, что они читали ребёнку (дошкольнику) вечером, и так далее. Если это не будет делаться, ребёнка могут просто у родителей отнять. У нас родитель нормативными актами ни к чему не обязан, ни за что не отвечает. И это сказывается самым радикальным образом на качестве образования.

Вторым страшнейшим дефицитом, касающимся поголовно всех, является полное отсутствие у всех учителей, воспитателей, директоров и завучей школ знания науки о ребёнке. Это следствие отечественного педагогического образования. У них нет серьёзных знаний возрастной психологии, психологии развития детей. Этим мы тоже отличаемся и от Запада, и от Востока. И это в значительной мере тормозит развитие отрасли.

Важный момент: если родители в дошкольном возрасте не работают с ребёнком в большей мере, чем воспитатели, то все усилия обесцениваются. Психическое сознание, интеллект развиваются интенсивно до 7—10 лет, по экспоненте. Если говорить об отдаче во взрослой жизни от того или иного периода образования, то самая высокая отдача идёт от детского сада. У нас в этом полный провал. Вот почему на Западе самая большая зарплата — у воспитателя в детском саду. Затем следует зарплата учителей в начальной школе и потом уже — в среднем образовании.

Один из крупнейших провалов детского сада заключается в том, что дети приходят в первый класс с 2 тыс. слов лексического запаса (нормой должен быть словарный запас в 6—7 тыс. и достаточно богатая речь, состоящая из сложных предложений).

На Западе реформа образования идёт уже более 60 лет на базе трудов советского психолога Льва Выготского и его школы. Это наши реформы, которые у нас в стране так и не состоялись. Три ряда парт в классе — это физическое место отсутствия диалога и групповой работы учеников. Уберите парты, поставьте столы, вокруг которых разместится по пять-шесть детей. Потому что столы — это место диалога и групповой работы. Никакой групповой работы на трёх рядах парт просто не бывает.

Смысл ежедневного чтения не в том, чтобы складывать из букв слова. Смысл в том, чтобы в пятый класс пустить ребёнка, который прочёл 200 серьёзных для своего возраста книг. Который не может вечером лечь спать, чтобы не прочесть какое-то количество страниц. Нужно создать психологическую зависимость от чтения. Ещё один важный момент — это, конечно, письмо. Но не крючочки и палочки, тем более что некоторые школы с первого класса переходят на гаджеты, где вместо ручки просто кнопки.

Отдельно остановлюсь на очень важной вещи. Возраст в 9—10—11 лет — это период, когда у ребёнка самостоятельно либо формируется, либо не формируется понятийно-абстрактное мышление. Вы его сформировать не сможете просто по определению — наука не позволит. Понятийно-абстрактное мышление формируется само, это понятие не транслируется. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка сформировалось понятийно-абстрактное мышление.

Когда не возникает понятийно-абстрактного мышления, ребёнок в пятый класс приходит с памятью, но без мышления. Какой инструмент остаётся у ребёнка, чтобы он осваивал контент, содержание? Только зубрёжка. Вот эту зубрёжку мы в вузах сегодня и получаем.

Одно из важнейших условий заключается в том, что ребёнок с первого класса должен начать писать по принципу «ни дня без страницы». В Екатеринбургской школе беспрограммного обучения Александра Лобка, единственной в России, каждый выпускник начальной школы имеет коллекцию собственных текстов в 1500 страниц.

Объясняю, в чём дело. Когда у ребёнка рождается мысль, она представляет собой хаос. Мысль возникнет реально, когда он её положит на бумагу или внесёт в гаджет. Но для того чтобы это сделать, он должен создать текст. Найти слова, которые соответствуют тому, о чём он подумал. И поиск понятий и их коннотация ведёт к формированию когнитивного мышления.

Среди обязательных условий дошкольного и начального образования — устное общение родителя с ребёнком. Когда ребёнок и взрослый разговаривают, ребёнку кажется, что взрослый его понимает. Взрослый же осознаёт, что именно хочет сказать ребёнок, но говорит не то и не так, чтобы ясно выразить свою мысль. В то же время ребёнок обладает инстинктом подражания, и в часовом разговоре со взрослым ребёнок улавливает этот разрыв между своими словами и словами взрослого. Эти два условия у нас категорически нигде не присутствуют.

Третье — это риторика. В классе говорить должны дети, а не учителя. Ребёнок должен перейти в пятый класс оратором.

Сначала источником развития интеллекта был диалог. Затем основным носителем знаний стала книга. В XXI веке возник интернет, который лишил учителя звания «источника знаний». Потому что с помощью кнопки любой в течение нескольких секунд выйдет на любую информацию, которая существует. Если учитель — не источник знаний, тогда он кто? Есть технологии, которые можно применять в основной школе. Например, в пятом классе первая тема по истории — первобытное общество. Дайте на гаджеты детей 15 страниц из интернета по этой теме, чтобы каждый извлёк из прочитанного текста основные смысловые единицы в свою рабочую тетрадь. На следующем уроке никакой трансляции этой темы. На столы выкладываются задачи, идёт обсуждение.

Ещё несколько лет, и дети предметные знания будут осваивать без нас.

Учитель должен прививать компетенции анализа, синтеза, комбинирования, мотивирование воображения. Умение планировать себя, мониторить себя и оценивать себя — метапредметные компетенции. То есть не предмет учить, не «кормить рыбой», а удочку дать.

На Западе и на Востоке учитель — предметный эксперт. Наш учитель — нет. Чтобы быть экспертом, нужно пройти полную магистерскую программу университета. Сегодня наш учитель не знает своего предметного поля в интернете.

Культурно-историческая теория Льва Выготского исходит из того, что психическое развитие ребёнка складывается как внешняя социальная форма его общения с людьми. Ребёнок через обучение и воспитание усваивает правила бытия в мире, затем эти правила становятся внутренней сущностью сознания. Формирование устойчивых поведенческих навыков в микросоциуме происходит в «дошколке». Формирование устойчивого навыка личной ответственности за дела в микросоциуме проходит в начальной школе. Третий этап — формирование эмпатии, ответственности за судьбу ближнего (любого), что превращает «кусок мяса» (Платон) в человека, — происходит в основной ступени.

Нам нужно знать, что совершенная личность — это достигнутая эмансипация от социума. Путь к личности — ступени эмансипации: сначала от физической поддержки взрослого, затем от ценностно-смысловой зависимости родителей (кризис родительских отношений), затем эмансипация от социума (этот кейс весьма редок).

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться