Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Дом с культурой

Организаторы клуба рассчитывают превратить Пермь в Мекку для продвинутой молодёжи

Поделиться

Клуб «Дом культуры» работает чуть больше полугода. Почти сразу после его открытия стало ясно, что речь идёт не просто об очередном заведении с авторской кухней и крафтовым пивом. Пародийные R&B-вечеринки; серия экспериментальных концертов под названием «Дом членских»; выступления наиболее заметных представителей российской независимой сцены — от гаражного блюза из Томска до почвеннического трэпа из Санкт-Петербурга, — ничего подобного в Перми раньше не было.

Дом с культурой

  Константин Долгановский

Организаторы ДК — это Данил Гурьянов, ответственный за PR и продвижение концепции, Александр Москотин, организатор концертов, Виктория Мокрецова, работающая с персоналом, а также Илья Загвоздкин, директор, «занимающийся всем».

— В начале марта произошёл чистой воды форс-мажор: Антон Восьмой, будучи в концертном туре, потерял паспорт и не смог приехать в Пермь. Вам как организаторам пришлось искать выход: переносить выступление группы Vosmoy, искать другого артиста на вечер пятницы. Что помогает справляться с такими ситуациями и часто ли они происходят?

Александр Москотин:

— Такая ситуация возникла впервые в истории «Дома культуры». Было искушение запаниковать, но мы придумали выход из положения: разместили информацию в соцсетях, а для тех, кто не увидел объявления и всё-таки пришёл на концерт, сделали скидки на коктейли. В тот же день мы позвонили другому артисту и попросили его выступить.

Данил Гурьянов:

— Люди восприняли это как забавную личную историю. Кто-то в шутку голосовал в нашем опросе ВКонтакте за то, чтобы победила сила рок-н-ролла и Восьмой всё-таки приехал. На той же неделе у нас сорвались ещё два мероприятия: премия VKLYBE.TV и выездная вечеринка, почти в один день мы узнали об отмене сразу трёх событий. Но менеджеры отлично сработали, и всё закончилось наилучшим образом.

— Бизнес, которым вы занимаетесь, связан с такими непредсказуемыми рисками. Боялись ли вы этого, когда открывали клуб?

Илья Загвоздкин:

— У нас достаточно большой опыт, первые концерты мы начали организовывать восемь—девять лет назад.

Данил Гурьянов:

— Всё происходило постепенно. Сначала мы делали отдельные вечеринки, потом устраивали их на более крупных площадках, а затем открыли клуб «Квадрат», который стал для нас школой в профессии, но скорее — песочницей. ДК — это первый проект, с которым мы вошли в серьёзный бизнес, столкнулись с законами рынка. Клуб существует около полугода, и, конечно, было тяжело на первых порах. Но страха, наверное, не возникало, потому что мы работаем в несколько ином поле.

«Дом культуры» — это не просто название, но замысел нашего проекта, а кафе и бар — всего лишь форма, наиболее удобная для реализации этой идеи. Мы не делаем заведение исключительно по принципу: ты потусуешься, напьёшься как можно сильнее, снимешь кого-нибудь и поедешь домой. У нас есть идея, которая может показаться со стороны слишком глобальной и утопичной, — сделать Пермь молодёжной культурной Меккой. Не так, как это было несколько лет назад с «культурной революцией»: что-то формальное, административное, «для галочки», идущее извне, — мы хотим взять внутренний потенциал Перми, пермскую энергию, пермские таланты (которых, кстати, немало) и предоставить им среду для коммуникации и самореализации, для того, чтобы они могли общаться между собой и с потребителем, которому интересно что-то помимо Верки Сердючки. Было бы здорово дать им возможность показывать своё творчество людям и зарабатывать на этом. Так мы надеемся запустить маховик, стимулирующий местную культуру к естественному росту, а талантливых людей, занимающихся ей, — к тому, чтобы остаться здесь.

У нас есть все шансы превратить Пермь из провинциального индустриального города в постиндустриальный город вроде Бристоля или Манчестера, где могут возникнуть новые явления и жанры.

— Какие примеры зарубежных и российских клубных проектов вдохновляют больше всего?

Илья Загвоздкин:

— Сложно ориентироваться на зарубежную практику и напрямую копировать примеры западных городов. Здесь в первую очередь нужно учитывать пермские особенности.

Почему общество не продолжило линию «культурной революции»? Тогда изменения были инициированы властью. Ребята сверху решили: сейчас мы запустим эту тему, и всё получится. Нам кажется, что перемены должны идти от корней, от тех людей, которые понимают механизмы культурного рынка и местные особенности.

Пермяки — довольно замкнутые люди, которые не любят новшества и категорично оценивают столичные веяния, встречая их либо с открытым ртом, либо в духе «нет, всё это фигня». Например, существует устойчивый стереотип: в Перми некуда сходить. На самом деле в Перми можно найти много неплохих заведений. Но люди привыкли думать иначе и не хотят расставаться с этим предубеждением.

Данил Гурьянов:

— Есть какая-то общая энергия, объединяющая пермяков в других городах и отличающая их. Есть все эти катастрофы, о которых знают даже в других странах. Кто-то на вопрос о том, что такое Пермь, вспоминает Театр оперы и балета, кто-то — «Реальных пацанов», кто-то — Уральские горы… Вот что люди знают о Перми.

Наше видение ситуации заключается в том, что есть «пермскость» со всем этим пацанским, провинциальным, «солёно-

ушинским» и есть самобытность. Наша задача не муссировать то, что лежит на поверхности, а выкристаллизовывать самобытность. Помочь людям, которые питаются от корней и при этом опережают своё время. Они видят и анализируют то, что происходит в мире, и чувствуют тот тренд, который станет актуальным через пару лет.

Речь идёт о синергии. Мы в ДК с нашими друзьями из студии Sound Store, магазина «Шкаф», кофейни Coffee Dale развиваем единый творческий кластер, единую среду для людей с определённой культурой потребления. Возможно, мы теряем какие-то коммерческие выгоды, но компенсируем это преимуществами взаимодействия с профессионалами креативных индустрий.

Дом с культурой

  Константин Долгановский

— В «Доме культуры» уже выступали OQUJAV, The Jack Wood, Oligarkh, «Ночные грузчики». Каждая из команд актуальна в своём жанре, но их концерты в Перми раньше сложно было представить. Что для вас становится определяющим фактором при выборе артистов?

Александр Москотин:

— Мы ориентируемся в первую очередь на личные предпочтения. Если группа меня реально цепляет либо похожа на те зарубежные команды, которые мне нравятся, то я приглашаю её. Но чаще всего предложения поступают от знакомых промоутеров. Когда музыканты едут в тур и выступают в соседнем городе, им также удобно выступить с концертом и в Перми. Так выгоднее всем.

Данил Гурьянов:

— Многие люди в Перми обладают очень развитой интуицией, и Саша — один из них. К тому же раньше он играл в группе, которую я могу назвать одной из своих любимых. Поэтому сейчас при выборе артистов Саше удаётся соблюсти баланс благодаря своему опыту, вкусу, профессионализму.

Илья Загвоздкин:

— Мы полностью доверяем Саше в этом плане. Его выбор — это выбор «Дома культуры», и мы видим, как всё больше людей начинает доверять нам.

Данил Гурьянов:

— Так появляется определённый знак качества. Культура потребления этого поколения только формируется: люди лишь начинают реализовывать свои идеи, зарабатывать на этом деньги и тратить их так, как им хочется. Когда мы сами станем старше и опытнее, то будем по-прежнему открыты в направлении молодых, потому что они лучше, быстрее, умнее. Таким образом, потребителей качественного контента будет всё больше, следовательно, будет расти спрос на музыкантов, которых мы представляем.

— Существовала ли условно «ваша» публика, когда вы только открывали клуб, или пришлось её воспитывать?

Александр Москотин:

— Изначально приходили наши друзья и друзья друзей. Но со временем сформировалась тусовка из представителей креативных индустрий: писателей, художников, фотографов, диджеев. Это происходило само собой, но довольно долго…

Илья Загвоздкин:

— Да, первые совместные движухи происходили ещё в кафе «Друзья» лет восемь назад… Сейчас мы перешли от андеграунда к публичности. Стали открытыми новой публике, новым связям, в том числе с властью. Например, недавно в клубе состоялась церемония вручения премии «Посол Пермского края».

Данил Гурьянов:

— Для того чтобы выполнять свои задачи, мы можем легко пойти на контакт с разными организациями. Вот, кстати, портрет Путина висит на стене — как ироничный знак того, что мы адекватные ребята, не рисуем кресты на лбу, не стремимся закрываться или вступать в конфронтацию. Главное — найти баланс в общении с разными сторонами.

Баланс — это вообще важный элемент концепции «Дома культуры». Баланс между заимствованием и движением в своём направлении. Баланс между коммерческой составляющей и стремлением делать нечто самобытное, духовное, доброе.

Илья Загвоздкин:

— Наверное, поддержание этого баланса и есть критерий успеха в нашем понимании. Мы достигаем самореализации, когда идея развивается и на это хватает денег.

— Со стороны кажется, что выпивка в баре или билет на концерт — первое, на чём будут экономить в период кризиса. Ощущаете ли вы экономические трудности в нынешних условиях?

Илья Загвоздкин:

— Клуб открылся уже тогда, когда кризис был официально объявлен. Поэтому нам сложно сравнивать.

Данил Гурьянов:

— До открытия «Дома культуры» мы ещё пороха не нюхали в сфере серьёзного бизнеса. Мы пришли со знаниями, взятыми из книжек, так что первые полгода пришлось учиться на своих ошибках. Законы же рынка везде одинаковые. Просто в Перми культура потребления развита слабо из-за местных особенностей: удовлетворённости всем и завышенным спросом, как, впрочем, у любых провинциалов. Но других заведений, похожих на наше, в Перми пока нет.

В Европе человек приходит в клуб, сознательно выбирая его среди других. Даже если ему не нравится бар или концерт, он аплодирует и делает вид, что всё в порядке, так как уважает свой выбор. А потом приходит и пишет в твиттер, что больше туда ни ногой.

В Перми всё наоборот: человек может прийти в заведение и начать говорить всем, какой отстой, а на следующий день приходит снова. С одной стороны, это забавно, а с другой — так проявляется болезненное потребление. Нужно выбирать лучший продукт, а не тот, что просто имеется в наличии.

Что касается нынешнего периода, мы ведь переживаем не кризис, а глобальный сдвиг. Те представители среднего класса, которые ещё недавно были на коне, теряют свои позиции. Население должно начать мыслить по-другому, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Но это даже к лучшему.

— Как музыканты, которым довелось выступать в «Доме культуры», отзываются о клубе?

Александр Москотин:

— Все очень довольны. Мы стараемся делать концерты на высоком техническом уровне, вовремя проводить саундчеки. Музыкантам из других городов нравится публика, нравится домашняя атмосфера, нравится сам клуб, который мы во многом делали своими руками. За пару дней мы с ними становимся друзьями и прощаемся так, будто знакомы сто лет…

Данил Гурьянов:

— Как в лагере!

Александр Москотин:

— Да, точно!

Данил Гурьянов:

— Кроме того, они видят, что мы поддерживаем почти семейные отношения с персоналом. О самих музыкантах тоже заботимся, а не сухо следуем райдерам. Если артиста можно поселить не в отеле, а дома у правильного человека, мы это сделаем.

— По сути, вы занимаетесь тем, что помогаете другим людям расслабиться и хорошо отдохнуть. Как вы сами проводите свободное время?

Илья Загвоздкин:

— Это больной вопрос… Пока не всегда удаётся разделять работу и личную жизнь. Но сейчас мы пытаемся исправить это и давать каждому члену команды день, когда он может заниматься чем угодно помимо работы. Стараемся прийти к какому-то графику, чтобы не перегреваться.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться