Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В провинциальном городе вроде Перми…

На экраны выходит исторический детектив по сценарию Леонида Юзефовича

Поделиться

В фильме «Контрибуция» действие происходит в Перми. Понятно, что настоящей Перми в нём нет: если нужно снимать 1918 год, то приходится выбирать город, где исторический центр сохранился получше. Но о Перми и пермских реалиях говорится много и значительно. Каждый раз, когда главный герой, прибывший в город недавно, удивляется местным странностям, ему говорят: «Ну, так это ж Пермь», — мол, это многое объясняет.

Контрибуция

Анатолий Пепеляев (Максим Матвеев)

«Контрибуция» наверняка закрепит за столицей Прикамья репутацию города своеобразного, со сложной судьбой и специфической ментальностью; а фильм смотреть будут — ведь это настоящий «герметичный» детектив в лучших традициях Агаты Кристи, да ещё и с огромным плюсом, которого у суховатой британки никогда не бывало: в центре сюжета — страстный любовный треугольник, и все герои — прекрасные и харизматичные.

…Итак, 1918 год, Пермь только что заняли колчаковцы под командованием генерал-майора Анатолия Пепеляева. Его войска истощены, припасы на исходе, а нужно идти на Вятку. Вняв совету некоего доброжелателя, генерал собирает пермских купцов и требует контрибуцию — взнос в фонд победы над большевизмом. Вдова-купчиха Екатерина Чагина, откликнувшись на призыв, преподносит генералу невероятной величины и красоты бриллиант, который, разумеется, вскорости исчезает.

Чтобы найти пропажу, Пепеляев вызывает следователя Андрея Мурзина, работавшего в красной милиции: найдёт пропажу — будет свободен, не найдёт — отправится под расстрел. Сюжет украшает дополнительная коллизия: Мурзин и Пепеляев — старые знакомые, судя по некоторым репликам, вместе обучались военному делу, а молодая жена следователя — любимая девушка генерала, сбежавшая от него из-под венца.

Контрибуция

Андрей Мурзин (Илья Носков)

Мурзин, Чагина… Знакомые, типично пермские фамилии! Неудивительно: фильм снят по одноимённой повести Леонида Юзефовича, писателя родом из Перми. Фигура генерала Пепеляева давно увлекает Юзефовича. В 2014 году на литературном фестивале «Компрос» писатель представил в Перми свою книгу о поэзии Пепеляева — генерал был талантлив и вполне мог бы избрать литературное поприще, если бы не вмешалась большая История. Наконец, практически синхронно с «Контрибуцией» вышел роман Юзефовича о Пепеляеве «Зимняя дорога».

Многочисленные и яркие таланты, трагическая судьба… В фигуре Анатолия Пепеляева много такого, что не может не очаровать биографа. Одно из этих качеств — возраст: в момент взятия Перми генералу было 27 лет. Герои «Контрибуции» отчаянно молоды. Они находятся в том возрасте, когда хочется думать о любви, а не о войне; действовать под влиянием момента, а не мыслить стратегически. Поэтому в сюжете так переплетаются чувства и интриги, глобальное и частное, страсти возвышенные и низменные.

Анатолий Пепеляев в исполнении актёра Максима Матвеева — живая иллюстрация к понятию «борьба чувства и долга»: он так активно и явно мучается противоречиями, так сверкает очами и играет желваками, что производит несколько театральное впечатление, особенно по контрасту со следователем Андреем Мурзиным, которого играет Илья Носков — сдержанный и органичный. И внешне, и в поведении киношный Пепеляев — настоящий роковой герой немых фильмов, от невозможности говорить вращающий глазами и топорщащий усы.

Женские персонажи тоже контрастны: ангел — юная супруга следователя Верочка (Надежда Толубеева), демон — роковая красотка Екатерина Чагина. Вдова оказывается по сюжету в некотором смысле «тайным оружием», и для режиссёра фильма она тоже стратегическое оружие, поскольку играет её главная звезда картины Елизавета Боярская. Прокатчики так на неё рассчитывают, что на рекламных постерах изображена именно она в компании Носкова и Матвеева, что вводит зрителей в заблуждение относительно «углов» романтического треугольника.

Герои — главное в этом фильме, главнее даже, чем детективная интрига. Поскольку всё действие происходит в одной комнате и количество действующих лиц ограничено, режиссёр Сергей Снежкин постарался всех персонажей сделать запоминающимися, яркими и даже эксцентричными. Шестеро пермских купцов, среди которых вполне реальные личности — чаеторговец Грибушин, пароходчик Каменский, временами несколько даже напоминают клоунов… Вряд ли реальный Каменский (довольно мерзкий тип, если судить по фильму) так кривлялся и бился в припадках.

Вообще, представители «старого мира» в фильме не вызывают больших симпатий, в том числе и красавец-генерал.

В моральном поединке «белого» Пепеляева и «красного» Мурзина генерал откровенно проигрывает: он и расстреливает людей без счёта и без суда, и выпороть кого-то велит… Права, стало быть, Верочка, что выбрала большевика!

Между тем реальный Анатолий Николаевич Пепеляев был гуманистом и народником, гордился тем, что за всю войну не вынес ни одного смертного приговора, а после взятия Перми распустил по домам всё оказавшееся в плену красное ополчение — 12 тыс. человек. Наверное, это сыграло свою роль в том, что мотовилихинские рабочие в той ситуации активно поддержали белых. И, поскольку на Мотовилихинских заводах делали, как известно, пушки, генералу вряд ли пришлось бы, как это показано в фильме, размышлять о том, как доставить пушки из Китая… Кроме того, к моменту взятия Перми генерал был глубоко и счастливо женат и у него был сын, так что любовные перипетии — вовсе не из его биографии.

В фильме ещё немало неточностей — и исторических, и просто житейских, связанных со здравым смыслом.

Неудивительно, что Леонид Юзефович такое обращение со своей повестью не приветствовал. По его словам, от написанного им первоначального сценария в фильме мало что осталось. Изменена даже центральная интрига, и не в лучшую сторону.

И ещё… Всё-таки в фильме совсем нет Перми. Нет пермской морозной зимы. Когда герои рассуждают о том, что за окном — минус 27 градусов, а потом легко бредут по едва заснеженной улице — ни пара изо рта, ни инея, ни ощущения холода, возникает чувство глубокой неправды. Кажется, что вокруг — едва припорошенные искусственным снежком театральные декорации.

Но всё же «Контрибуция» чем-то цепляет. Во всяком случае, это повод вспомнить о реальном генерале Анатолии Пепеляеве — кстати, в нынешнем году исполняется 125 лет со дня его рождения — и почитать роман Леонида Юзефовича.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться