Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Чудо, которого не ждали

Сказка Евгения Шварца утверждается в праве быть вечной

Поделиться

Первым спектаклем Максима Соколова в статусе главного режиссёра Пермского ТЮЗа стало «Обыкновенное чудо». Максим Соколов вместе с художником-постановщиком Валентиной Серебренниковой и композитором Петром Наличем стремились создать новый гимн любви из истории, хорошо знакомой нескольким поколениям зрителей. Задача стояла нетривиальная — завлечь в сказку Евгения Шварца, написанную полвека назад, современного подростка.

Обыкновенное чудо

  Арсений Демидов

От очевидных ассоциаций с экранизацией Марка Захарова авторы постановки решительно открещивались. «Не лишайте молодое поколение возможности создать что-то своё», — вежливо настаивал Соколов перед премьерой. К «молодому поколению» он имел полное право отнести и себя, и своих коллег. Максим Соколов выучился на актёра в Санкт-Петербурге в 2006 году и окончил режиссёрский факультет ГИТИСа лишь в 2013-м, однако уже поставил целый ряд спектаклей, а недавно стал главным режиссёром Пермского ТЮЗа. Художник-постановщик Валентина Серебренникова успела принять участие в оформлении нескольких фильмов и более 20 постановок на сценах российских театров, а сейчас живёт и работает в Австралии. Наконец, Пётр Налич представлял Россию на «Евровидении», позднее с отличием окончил «Гнесинку» по классу академического вокала и сегодня активно пишет музыку для театра, но по-прежнему предпочитает строгим костюмам кроссовки и просторный свитер.

То, что спектакль ставили для молодёжи, очевидно. Даже Хозяин (Эркин Таджибаев) и Хозяйка (Елена Бычкова) в интерпретации ТЮЗа молоды, им около 30 лет. «У них нет детей не потому, что несчастно сложились обстоятельства и жизнь прожита, а просто потому, что ещё не успели», — рассуждает Соколов перед спектаклем. Действие начинается пластическим этюдом: Хозяин и Хозяйка танцуют, увлечённые друг другом. Они счастливы так, как может быть счастлива современная пара — ещё не привыкшая к браку, но уже умеющая ценить жизнь с высоты собственного опыта. Правда, муж не может расстаться с привычками весёлого кудесника: нет-нет да и выкинет что-нибудь, например, наколдует букет белых роз в духовке — да-да, супруги XXI века живут в современной квартире, а не в хижине.

Когда в доме появляется Медведь (Евгений Замахаев), юноша сначала косолапит и насторожённо рычит, но вскоре окончательно свыкается с обликом человека и надевает свитшот с изображениями медвежьих лап и морды. Так начинается знаменитая сказка — не воссозданная, но созданная по-новому.

Король (Дмитрий Юрков) — обаятельный самодур; Министр-администратор (Михаил Шибанов) — блистательный плут; Принцесса (Екатерина Культина) — влюблённая, но своенравная девушка. На сцене ТЮЗа скачет шут, палач очаровательно хихикает, а когда развязка грозит стать трагической, возникает фигура Смерти.

Обыкновенное чудо

  Арсений Демидов

Спектакль ставился на два актёрских состава, и, говорят, получились два разных спектакля. Действительно, есть разница между двумя Принцессами — миниатюрной Анной Михайловой и угловатой Екатериной Культиной! Последняя скорее характерная актриса, чем лирическая героиня.

Бесспорны тюзовские «тяжеловесы», такие как брутальный Александр Шаров — Охотник или гений короткого эпизода Валерий Серёгин в роли Палача: он практически ничего не говорит и почти ничего не делает, но привлекает к себе зрительское внимание — всё, целиком! В лице Виктора Максимова, энергично и обаятельно сыгравшего столь же бессловесного Шута, подрастает ему достойная смена.

Все сюжетные и художественные акценты на месте, однако основная интрига была в другом: удалось ли преодолеть трудности перевода?

Обыкновенное чудо

  Арсений Демидов

Для «перевода» на язык «целевой аудитории» был призван популярный московский песенник. Композиции Петра Налича разношёрстны, но каждая из них пришлась кстати. Постановку открывает песня «Жираф» на магические стихи Николая Гумилёва; в сцене знакомства Медведя и Принцессы играет чувственный саксофон; позже влюблённые встречаются вновь, и пока они, не узнанные друг другом, сражаются на самурайских мечах, битву подогревает задиристый рок; когда действие переносится в трактир, звучат балканские мотивы с напевами на выдуманной смеси славянских языков. Под занавес гремит Who Wants to Live Forever, записанная в оригинальном исполнении Queen, — поистине грандиозный гимн любви.

Сценическое пространство нельзя назвать привычным. Нет «усадьбы в Карпатских горах», нет «трактира «Эмилия», нет «сада, уступами спускающегося к морю». Зато есть абстрактные облака и деревья, вполне конкретный кухонный гарнитур и пара катушек Тесла, искрящихся маленькими, но зрелищными молниями в моменты волшебства. Вместо набора устойчивых локаций мы видим полотно для метаморфоз. И эти метаморфозы постоянно происходят, формируя довольно пёструю художественную ткань спектакля.

Костюмы тоже разностильны, пестры и созданы совершенно по-разному, но одинаково свежо. Хозяин носит простую белую сорочку, а Хозяйка — опрятное белое платье, между тем одежда Короля и свиты выглядит как адаптация бренда Vivienne Westwood. Если Охотник с учеником бегают в камуфляже и чёрной коже, с дробовиком и автоматом в руках, то миролюбивый Трактирщик в одном из эпизодов надевает фартук со знаком пацифик и надписью «Nо War». В финальной же сцене облик героев заставляет вспомнить фильмы Тима Бёртона.

Хореографические элементы тоже варьируются. Медведь появляется на сцене, корчась в подобии авангардного танца. Охотник и ученик воинственно пляшут, топая берцами. Полёты на полотнах в начале второго действия наверняка потребовали серьёзной подготовки. В целом, персонажи пусть и не всегда танцуют, но всё время находятся в движении: в конце концов, сказка соткана из метаморфоз.

Премьеры «Обыкновенного чуда» ждали насторожённо: что сможет сделать новая команда на сцене ТЮЗа? Бессмертная сказка в постмодернистском антураже выглядит отнюдь не пошло. Может быть, именно потому, что создатели постановки говорят с поколением ВКонтакте на равных, пытаясь не донести, привить, разъяснить что-то, а лишь необычно рассказать одну известную историю. При таком подходе можно не стесняясь говорить даже на вечные темы.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться