Пермская Джоконда
В Музее советского наива открылась персональная выставка Анны Аборкиной
Название выставки — «Художник Анна» — на первый взгляд кажется очень уж простым, но есть в нём важный оттенок: не «художница», а «художник», ведь Анна Аборкина очень не любит, когда её называют художницей, да ещё наивной. Она далеко не наивна, более того: весьма образованна, остра на язык, обладает прекрасной логикой и здравым смыслом. Полная противоположность чудакам-аутсайдерам, какими частенько предстают герои выставок этого музея.
Она выросла в прекрасной филологической семье: отец — известный журналист, мама — редактор в книжном издательстве. Окончила престижную английскую школу и романо-германское отделение филфака университета, работала переводчиком. Друзья и знакомые отмечали, что Анна обладает несомненным писательским даром и могла бы продолжить журналистскую династию, но… У Аборкиной весьма специфические отношения с реальностью. Чем дальше, тем больше она понимала, что к этому миру не принадлежит, что её место — в прекрасном русском прошлом, где-то в Серебряном веке 1910-х годов. Крушение того мира она переживает как личную трагедию, и её творчество — это своего рода попытка воскресить людей тех времён.
Поскольку характер у неё решительный, даже слегка авантюрный, а фантазии хватит на нескольких художников да ещё пару писателей, она буквально погрузилась… Нет, буквально бросилась в мир героев столетней давности!
Анна Аборкина рисует только портреты, причём большими сериями. Вот мир балета — Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Мария Тальони и великий импресарио Дягилев. Не будучи художником по образованию, Анна Владимировна обладает несомненным даром живописца: она умеет схватывать значимые детали, благодаря которым портреты у неё выходят удивительно похожими — Дягилева можно узнать, не глядя на подписи под работами.
Вот пушкинская серия — узнаваемы не только внук арапа Ганнибала с его специфическими чертами, но и его прелестная супруга, и даже дети. Аборкина часто рисует семьи, групповой портрет — её «фишка». Поражает степень подготовки каждой темы: художница изучает её досконально, со множеством деталей.
Самый любимый сюжет «художника Анны» — история семьи последнего российского царя. Тут такие подробности, что кажется, будто Аборкина была лично вхожа в этот круг. Дальние родственники императора, придворные, фавориты — все удостоились портретов. Аборкина признаётся в интервью пермскому журналисту Ивану Козлову, что интересовалась Романовыми с детства. Судя по картинам, трагичная судьба царской семьи для неё — огромная метафора человеческой жизни вообще, её горькой предопределённости, её хрупкости, которой не помогут ни богатство, ни положение в обществе — все, как говорится, там будем… Не случайны названия больших, устрашающих коллажей, где рядом с царевнами появляется, например, красный козёл: Sic transit gloria mundi («Так проходит мирская слава») или «Сегодня царь, завтра ничто».
Чувствуется, что в этой компании Анна чувствует себя своей. На автопортретах она изображает себя в старинном платье, с красивой причёской… Компанию ей составляют лишь немногие подруги, которых она берёт с собой на рисованную «прогулку» в дивный мир прошлого.
Уже несколько лет Анна Владимировна полностью погружена в историю и в своё творчество. Она пенсионерка, хотя многие её сверстники продолжают успешно работать. Семьи у неё нет, компанию ей составляют кошки, которых она тоже часто рисует. Она довольно болезненный человек, но бешеная внутренняя энергия помогает ей справляться с недугами и рисовать, рисовать… Для выставки куратор Татьяна Синицына уговорила её пожертвовать музею межкомнатные двери из своей квартиры: они разрисованы с обеих сторон, снизу доверху. Взамен поставили новые двери, и, можно не сомневаться, скоро они тоже станут достойными музея экспонатами.
Аборкина недоверчива, собеседников принимает весьма избирательно. Трудно сказать, о чём она думает, что чувствует… Но Музей советского наива рискнул приоткрыть для посетителей дверь во внутренний мир художника. В небольшой комнатке, куда ведут двери, вывезенные из квартиры Анны Владимировны, собраны её самые дорогие воспоминания. Фото родителей, их портреты. Автопортреты в образе героинь, с которыми Анна чувствует внутреннее сходство. Клетка с игрушечными птицами: Аборкина одно время увлекалась рукоделием. Шуточные мемуары — иллюстрированный рассказ о том, как четверо девчонок в 1977 году отправились в Крым практически без денег… Публика, хохочущая при чтении воспоминаний, — прекрасная иллюстрация к тому, что загадочная «художник Анна» — человек внутренне очень светлый, с прекрасным чувством юмора, активно любящий жизнь. Об этом же говорит и шуточный парафраз самой знаменитой картины всех времён — «Джоконды», который стал «лицом» выставки.
Только вот с эпохой Анне Аборкиной не повезло…
Выставка «Художник Анна» работает в Музее советского наива до 31 марта.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.