Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермская Джоконда

В Музее советского наива открылась персональная выставка Анны Аборкиной

Поделиться

Название выставки — «Художник Анна» — на первый взгляд кажется очень уж простым, но есть в нём важный оттенок: не «художница», а «художник», ведь Анна Аборкина очень не любит, когда её называют художницей, да ещё наивной. Она далеко не наивна, более того: весьма образованна, остра на язык, обладает прекрасной логикой и здравым смыслом. Полная противоположность чудакам-аутсайдерам, какими частенько предстают герои выставок этого музея.

Анна Аборкина

Sic transit gloria mundi
  Константин Долгановский

Она выросла в прекрасной филологической семье: отец — известный журналист, мама — редактор в книжном издательстве. Окончила престижную английскую школу и романо-германское отделение филфака университета, работала переводчиком. Друзья и знакомые отмечали, что Анна обладает несомненным писательским даром и могла бы продолжить журналистскую династию, но… У Аборкиной весьма специфические отношения с реальностью. Чем дальше, тем больше она понимала, что к этому миру не принадлежит, что её место — в прекрасном русском прошлом, где-то в Серебряном веке 1910-х годов. Крушение того мира она переживает как личную трагедию, и её творчество — это своего рода попытка воскресить людей тех времён.

Поскольку характер у неё решительный, даже слегка авантюрный, а фантазии хватит на нескольких художников да ещё пару писателей, она буквально погрузилась… Нет, буквально бросилась в мир героев столетней давности!

Анна Аборкина рисует только портреты, причём большими сериями. Вот мир балета — Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Мария Тальони и великий импресарио Дягилев. Не будучи художником по образованию, Анна Владимировна обладает несомненным даром живописца: она умеет схватывать значимые детали, благодаря которым портреты у неё выходят удивительно похожими — Дягилева можно узнать, не глядя на подписи под работами.

Вот пушкинская серия — узнаваемы не только внук арапа Ганнибала с его специфическими чертами, но и его прелестная супруга, и даже дети. Аборкина часто рисует семьи, групповой портрет — её «фишка». Поражает степень подготовки каждой темы: художница изучает её досконально, со множеством деталей.

Анна Аборкина

  Константин Долгановский

Самый любимый сюжет «художника Анны» — история семьи последнего российского царя. Тут такие подробности, что кажется, будто Аборкина была лично вхожа в этот круг. Дальние родственники императора, придворные, фавориты — все удостоились портретов. Аборкина признаётся в интервью пермскому журналисту Ивану Козлову, что интересовалась Романовыми с детства. Судя по картинам, трагичная судьба царской семьи для неё — огромная метафора человеческой жизни вообще, её горькой предопределённости, её хрупкости, которой не помогут ни богатство, ни положение в обществе — все, как говорится, там будем… Не случайны названия больших, устрашающих коллажей, где рядом с царевнами появляется, например, красный козёл: Sic transit gloria mundi («Так проходит мирская слава») или «Сегодня царь, завтра ничто».

Чувствуется, что в этой компании Анна чувствует себя своей. На автопортретах она изображает себя в старинном платье, с красивой причёской… Компанию ей составляют лишь немногие подруги, которых она берёт с собой на рисованную «прогулку» в дивный мир прошлого.

Уже несколько лет Анна Владимировна полностью погружена в историю и в своё творчество. Она пенсионерка, хотя многие её сверстники продолжают успешно работать. Семьи у неё нет, компанию ей составляют кошки, которых она тоже часто рисует. Она довольно болезненный человек, но бешеная внутренняя энергия помогает ей справляться с недугами и рисовать, рисовать… Для выставки куратор Татьяна Синицына уговорила её пожертвовать музею межкомнатные двери из своей квартиры: они разрисованы с обеих сторон, снизу доверху. Взамен поставили новые двери, и, можно не сомневаться, скоро они тоже станут достойными музея экспонатами.

Анна Аборкина

  Константин Долгановский

Аборкина недоверчива, собеседников принимает весьма избирательно. Трудно сказать, о чём она думает, что чувствует… Но Музей советского наива рискнул приоткрыть для посетителей дверь во внутренний мир художника. В небольшой комнатке, куда ведут двери, вывезенные из квартиры Анны Владимировны, собраны её самые дорогие воспоминания. Фото родителей, их портреты. Автопортреты в образе героинь, с которыми Анна чувствует внутреннее сходство. Клетка с игрушечными птицами: Аборкина одно время увлекалась рукоделием. Шуточные мемуары — иллюстрированный рассказ о том, как четверо девчонок в 1977 году отправились в Крым практически без денег… Публика, хохочущая при чтении воспоминаний, — прекрасная иллюстрация к тому, что загадочная «художник Анна» — человек внутренне очень светлый, с прекрасным чувством юмора, активно любящий жизнь. Об этом же говорит и шуточный парафраз самой знаменитой картины всех времён — «Джоконды», который стал «лицом» выставки.

Только вот с эпохой Анне Аборкиной не повезло…

Выставка «Художник Анна» работает в Музее советского наива до 31 марта.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться