Юлия Богушевска

Юлия Богушевская

руководитель проекта «Пермская франшиза»

Франшиза в кризис — «то, что доктор прописал»

Поделиться

Пермскому франчайзингу уже больше 20 лет. Это тот срок, в течение которого работают пермские компании с применением этого инструмента бизнеса. Но два года назад на региональном рынке произошло нерядовое событие — в регионе по инициативе Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края была сформирована площадка, объединившая компании, причастные к технологии франчайзинга.

Участниками проекта «Пермская франшиза», который работает с того момента, когда о нём было впервые рассказано на выставке франшиз BuyBrand-2014, стали и те компании, которые купили франшизу и работают на её основе на территории края, а также те, которые создали на базе своего бизнеса собственные франшизы и продвигают их за пределы Прикамья и даже России.

После выхода в свет этой инициативы появился интерес к опыту Пермского края по созданию площадки, цель которой — не только помогать реально работающему бизнесу, связанному с технологией франчайзинга, но и распространять информацию об особенностях этого бизнеса, продвигать франшизы пермских компаний в России и за её пределами, привлекать новые франчайзинговые проекты в регион.

После участия «Пермской франшизы» в нескольких российских и международных выставках и форумах в Пермский край постоянно приезжают делегации предпринимателей. В том числе в Перми побывала группа предпринимателей из Башкортостана, которые два дня изучали пермские наработки.

Так что «Пермская франшиза» оказалась очень востребованной. В апреле этого года я как руководитель проекта принимала участие в международном форуме по франчайзингу, где попросили поделиться опытом на сессии «Франчайзинг в регионах». В ходе выступления было задано огромное количество вопросов, возникла последующая лавинообразная переписка. В дальнейшем Пермский край встречал массу коллег из других регионов, которые приезжали знакомиться именно с проектом «Пермская франшиза». Российская ассоциация франчайзинга назвала проект уникальнейшим в России.

В 2015 году компании — участники проекта «Пермская франшиза» приняли участие в специализированных выставках «Франчайзинг. Регионы» в Екатеринбурге, Кирове, Тюмени, а также на выставке франшиз BuyBrand-2015 в Москве.

Все участники «Пермской франшизы» всегда готовы выступить перед предпринимателями, чтобы на личном примере рассказать, как им пришлось строить свой бизнес. В ноябре этого года по заказу Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края были организованы три форума (в Перми, Березниках и Чайковском) «Франчайзинг. Перспективы развития малого бизнеса». Ни один из регионов подобного трёхдневного полномасштабного мероприятия не организовывал, а в Пермском крае оно прошло очень успешно.

Среди многочисленных площадок деловой программы большой интерес вызвала сессия под названием «Горькая правда или сладкая ложь», где реально действующие компании говорили о своих удачах и провалах. Франчайзинг — это классно, но статистика говорит о том, что из 100 франшиз выживают через пять лет только 85. 100%-ной выживаемости никто не обещает, всегда есть объективные или субъективные причины, о которых потенциальным покупателям франшиз полезно знать. Мероприятие оказалось чрезвычайно интересным не только действующим предпринимателям, но и всем без исключения присутствующим.

Кроме популяризации бизнеса на основе франчайзинга площадка «Пермской франшизы» позволяет реализовать замечательную вещь — горизонтальные коммуникации между участниками проекта. Предприниматели видят, где могут быть друг другу полезны, где получают синергию в результате объединения усилий.

Сегодня в проекте задействовано 38 компаний, а начинали работу год назад с 10. Перед проектом стоят весьма амбициозные задачи, потому что, несмотря на кризис, люди учатся, работают, начинают свой бизнес, и никакие трудности не остановят эти процессы никогда. Более того, когда речь идёт о том, чтобы начать своё дело в сложных экономических условиях, но при наличии низкого риска, тогда мы говорим именно о франчайзинге. Вот почему в кризисной ситуации к нему возникает особый интерес. Тем более что франшиз появляется на рынке всё больше, а качество их растёт.

У этого проекта есть ещё одна уникальная особенность. Пожалуй, она сегодня главная. Появление площадки «Пермская франшиза» стало поводом для объединения усилий организаций инфраструктуры в сфере франчайзинга. Например, Пермский центр развития предпринимательства (ПЦРП) предложил идею формирования одноимённого кредитного продукта. Теперь к выходу на рынок готовится кредитный продукт, который тоже называется «Пермская франшиза».

Если предприниматель пожелает купить франшизу, то он может прийти в ПЦРП и получить микрокредитование на сумму до 1 млн руб. на срок до трёх лет под 8,25% годовых. Это на сегодняшний день совершенно фантастические условия.

Франшиза — очень быстро окупаемый механизм. Как только франчайзинг начинает работать, у него примерно через пару месяцев появляются оборотные средства, и он сразу же имеет возможность возвращать кредит.

Правда, чтобы получить микрокредит, есть одно условие: ПЦРП будет давать взаймы деньги только на те франшизы, которые входят в реестр франшиз, размещённых на сайте проекта «Пермская франшиза». В этом реестре есть как пермские франшизы, так и федеральные. Главное, что они очень тщательно отобраны по имиджевой, финансовой составляющим, а также по эффективности, реальной рентабельности. Но это вовсе не значит, что списки статичны. Безусловно, они будут меняться в зависимости от появления на рынке новых предложений.

Впереди 2016 год. Новые планы, новые перспективы, новые встречи. Новые деловые мероприятия, форумы, выставки, семинары. До встречи в следующем году!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться