Ольга Вишневская

обозреватель газеты «Новый компаньон»

Параллельные миры

В то время как банковское кредитование упало почти в два раза, объём займов, выдаваемых «микрофинансистами», стабильно растёт

Поделиться

Кризисный год стал успешным для сектора микрофинансирования. Если брать статистику Пермского края, то за первые три квартала 2015 года общий объём действующих микрозаймов увеличился на 60% и к 1 октября составил 994 млн руб. Такие цифры приводит Национальное бюро кредитных историй. Для сравнения: по данным Центробанка, объём кредитов, выданных банками за этот же период, оказался меньше прошлогоднего на 42%. Основная причина спада банковского кредитования состоит в том, что из-за ужесточения требований к заёмщикам значительная часть потенциальных клиентов потеряла доступ к банковским кредитам. Представители МФО, напротив, говорят о том, что в их сегменте существенных изменений в этом отношении не произошло.

Впрочем, в динамике развития этих двух сегментов в 2015 году есть и одно сходство: с окончанием острой фазы кризиса объёмы деятельности и там и там начали расти, и в течение третьего квартала по сравнению с предыдущим увеличились в Пермском крае одинаково — на треть.

Этот факт согласовывается с утверждением экспертов «Нового компаньона» о том, что конкуренции между этими двумя видами заимствований почти нет. В частности, в компании «Домашние деньги» уверены: переток банковских клиентов в МФО — это в большей степени миф.

Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги»:

— Цель МФО — работа с людьми, которые не имеют доступа к банковскому кредитованию из-за отсутствия подтверждённого дохода или плохой кредитной истории. Также одной из ключевых стратегий развития для нас является движение в сторону мелких населённых пунктов, в которых банки вообще не представлены.

К тому же микрозаём — это совершенно иной финансовый продукт: в отличие от кредита он выдаётся на значительно более короткий срок и его средняя сумма в разы меньше.

Также эксперты обращают внимание на разницу в поведении заёмщиков в двух сегментах рынка заимствований. «Потенциальные банковские клиенты в кризис не пойдут за кредитом, они отложат крупные покупки. А потенциальные клиенты МФО по-прежнему будут нуждаться в заёмных средствах, потому что их цель — осуществление неотложных трат», — утверждает Бахвалов.

Таким образом, рост объёмов микрофинансирования в кризис объясняется не столько перетоком клиентов из банковского сектора, сколько увеличением количества людей, которым перестало хватать их доходов на поддержание привычного уровня жизни.

Ирэн Шкаровская, начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум Кредит», в целом согласна с тем, что банковское кредитование и микрофинансирование — это в основном независимые рынки. Однако сегмент клиентов, который находится на «приграничной территории», всё-таки есть — это те клиенты, которые хотели бы взять кредит в банке, но не смогли его получить из-за ужесточившихся требований и вынуждены были согласиться на условия микрофинансирования.

Из-за менее строгих требований, предъявляемых МФО к потенциальным заёмщикам, уровень просроченной задолженности в этом сегменте выше, чем в банковском. По данным НБКИ, около четверти всех действующих в Пермском крае микрофинансовых займов являются проблемными. В среднем по России этот показатель ниже — для займов, по которым есть задержка платежей, в течение года колеблется в пределах 14—22%. В суммовом выражении, по оценкам «Секвойя Кредит Консолидейшн», доля просроченной задолженности в регионе достигает 20—25%, и тем не менее коллекторы отмечают, что, если учитывать специфику бизнеса, этот показатель является приемлемым.

Для сравнения: уровень просрочки в банковском секторе региона на 1 октября 2015 года составлял 8,5%, на начало года — 6%.

В отличие от банковского сектора уровень просрочки в сегменте МФО и в кризис остаётся стабильным. Андрей Петков, генеральный директор онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (МФО «Честное слово»), отмечает, что темпы роста просроченной задолженности сравнимы с темпами роста рынка МФО. «Мы не наблюдаем роста уровня просрочки. В процентном соотношении она остаётся на прежнем уровне, а в количественном, безусловно, увеличивается, потому что растёт и ёмкость рынка. Что касается именно нашего сервиса, то в результате изменения продуктовой линейки и скоринговой системы нам, несмотря на кризис, удалось даже уменьшить просрочку», — констатирует эксперт.

Опыт коллекторской работы показывает, что причины неплатежей в сегменте микрозаймов те же, что и у заёмщиков банков. По словам Елены Докучаевой, президента «Секвойя Кредит Консолидейшн», главной причиной отказа погасить задолженность перед МФО заёмщики называют тяжёлые жизненные обстоятельства, в том числе непредвиденную потерю работы, а также снижение платёжеспособности населения под влиянием кризиса.

С точки зрения качества заёмщиков выигрышной стратегией для МФО является освоение рынка мелких населённых пунктов. По словам Андрея Бахвалова, банки отказываются от присутствия в малых городах по причине нерентабельности офисов, и в результате клиентами МФО становятся не только те, кто не может получить банковский кредит, но и люди с подтверждённым доходом.

В настоящее время на территории Пермского края зарегистрировано 98 микрофинансовых организаций. Из них 24 входят в систему государственной и муниципальной поддержки развития предпринимательства, в том числе Пермский центр развития предпринимательства, Пермский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и районные фонды. Остальные 74 МФО являются частными структурами и работают на открытом рынке, около 40% из их числа зарегистрированы за пределами краевого центра.

Существенную конкуренцию местным игрокам составляют сильные федеральные МФО с развитой сетью продаж. По словам Андрея Бахвалова, уже сейчас рынок микрокредитования подошёл к той стадии развития, когда, несмотря на рост его ёмкости, происходит сокращение количества игроков. «Рынок очищается, и его сокращение связано с исключением недобросовестных или попросту не ведущих никакой деятельности МФО. Ещё год назад количество МФО превышало 4000, сейчас их порядка 3400», — отмечает эксперт и добавляет, что уровень конкуренции на рынке будет расти и дальше.

Среднерыночные значения полной стоимости беззалоговых потребительских банковских кредитов, %

До 1 года  
До 30 тыс. руб. 41,81
30–100 тыс. руб. 35,88
Свыше 100 тыс. руб. 30,41
Свыше 1 года  
До 30 тыс. руб. 29,2
30–100 тыс. руб. 28,37
100–300 тыс. руб. 26,24
Свыше 300 тыс. руб. 23,46

Источник — Центробанк

Отдельный сегмент рынка микрокредитов составляют онлайн-сервисы, предлагающие займы на тех же условиях, что и офлайновые МФО. По мнению Андрея Петкова, внутри каждого из этих сегментов конкуренция действительно достаточно высока, тогда как между ними она практически отсутствует.

Среднерыночные значения полной стоимости беззалоговых потребительских микрозаймов, %

До 1 месяца  
До 30 тыс. руб. 679,98
Свыше 30 тыс. руб. 130,46
От 1 до 2 месяцев  
До 30 тыс. руб. 362,34
Свыше 30 тыс. руб. 130,46
От 2 до 6 месяцев  
До 30 тыс. руб. 232,96
30–100 тыс. руб. 199,72
Свыше 100 тыс. руб. 60,34
От 6 месяцев до 1 года  
До 30 тыс. руб. 193,31
30–60 тыс. руб. 203,77
60–100 тыс. руб. 200,08
Свыше 100 тыс. руб. 34,74
Свыше 1 года  
До 30 тыс. руб. 102,02
30–60 тыс. руб. 125,1
60–100 тыс. руб. 87,9
Свыше 100 тыс. руб. 70,73

Источник — Центробанк

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться