Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

С Гоголем не скучно

В Пермском театре оперы и балета начался приём заявок на XIV Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск»

Поделиться

За четвертьвековую историю существования «Арабеска» в нём приняли участие более 1000 молодых артистов балета. Для многих из них пермский конкурс стал первой ступенькой к настоящему взлёту. Вспомним Ивана Васильева, который в 2006 году получил на «Арабеске» первую премию, представляя Белоруссию. Сейчас это ведущий солист Михайловского театра (Санкт-Петербург) и чуть ли не главная звезда российского балета.

Александр Могилев

Александр Могилев

Подобных примеров множество. Если считать проекты телеканала «Культура» «Большой балет» и «Большой балет — 2» «коллективным портретом» молодого российского балета, то это наполовину «портрет» «Арабеска»: там всё время появляются лауреаты и дипломанты пермского конкурса.

Художественным руководителем и председателем жюри конкурса является народный артист СССР, профессор, лауреат всех мыслимых и немыслимых балетных премий Владимир Васильев. Именно он настоял на том, чтобы конкурс не позиционировался как международный: «Арабеск» был и остаётся российским конкурсом, открытым для зарубежного участия. Это было мудрое решение: оказалось, что для зарубежных танцовщиков победить в российском конкурсе, на родине классического балета, — особая гордость, особый знак престижа.

При всей успешности «Арабеска» его дирекция, как и руководство Пермского театра оперы и балета, понимает, что в зрелищном отношении он не слишком-то блещет: три тура однообразных вариаций вряд ли кого-то увлекут, кроме завзятых балетоманов (таких, к слову сказать, оказывается немало, зал на всех трёх турах не пустует). О необходимости как-то изменить концепцию конкурса в своё время заговорил ещё Георгий Исаакян. В этом году художественный руководитель конкурса Владимир Васильев и директор «Арабеска» Елена Завершинская с коллегами проявили чудеса креативности, придумав для церемонии открытия совершенно оригинальный драматургический ход.

14 апреля 2016 года, в день открытия конкурса, на сцене Пермского театра оперы и балета после небольшой торжественной части состоится творческая мастерская Владимира Васильева, которая соберёт молодых российских хореографов, в разные годы получавших награды балетмейстерского конкурса, который проходит в рамках второго тура «Арабеска». По предварительным данным, в проекте примут участие Елена Богданович (Москва, Большой театр, лауреат «Арабеска-2012»), Алексей Расторгуев (Пермь, «Балет Евгения Панфилова», дипломант «Арабеска-2014»), Арина Панфилова (Пермь, лауреат «Арабеска-2012», дипломант «Арабеска-2014»), Александр Могилёв (Москва, лауреат «Арабеска-2014»), Дмитрий Антипов (Красноярск, лауреат «Арабеска-2014»), Павел Глухов (Москва, театр «Новый балет», лауреат «Арабеска-2014»).

Тема мастерской — творчество Николая Гоголя. Каждый из балетмейстеров выберет произведение Гоголя и поставит по его мотивам хореографическую миниатюру продолжительностью не более 12 минут. Владимир Васильев объединит эти постановки в спектакль под названием «Живые души».

В проекте будут заняты артисты театра «Балет Евгения Панфилова». Первые репетиции начнутся в декабре, хореографы будут приезжать в Пермь по очереди, в начале апреля все соберутся вместе с Владимиром Васильевым, чтобы завершить работу.

Дмитрий Антипов

Дмитрий Антипов

Почему именно Гоголь? По словам Елены Завершинской, «Гоголь волшебный, с ним не скучно». Никаких ограничений, кроме личности автора литературного первоисточника и продолжительности миниатюры, дирекция конкурса не налагает: это может быть всё что угодно — любая музыка, любой стиль, буквальная инсценировка или поток свободных ассоциаций. Планируется, что спектакль войдёт в репертуар «Балета Евгения Панфилова».

Это не единственное новшество в «Арабеске-2016» по сравнению с предыдущими конкурсами. Так, впервые соревнования будут проходить в двух возрастных группах: младшей (1317 лет) и старшей (1825 лет). Об этом давно просили балетные педагоги, сетовавшие, что их воспитанникам-подросткам приходится конкурировать с состоявшимися балетными солистами.

Кроме того, отныне весь второй тур конкурса будет полностью посвящён современной хореографии.

По традиции художественный руководитель конкурса Владимир Васильев отметит в Перми день рождения. В этот день, 18 апреля, в Пермском хореографическом колледже впервые в истории «Арабеска» состоится «Класс с Мастером», посвящённый проблемам исполнения балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». По словам Елены Завершинской, это будет именно «класс с мастером», а не мастер-класс, поскольку сам Васильев танцевать не будет. Однако сможет поделиться с юными коллегами профессиональным опытом. Раскрывать секреты мастерства он будет на примере демонстраторов хореографии спектакля, выбранных из числа студентов колледжа. «А может, и затанцует, если будет в настроении», — мечтает Елена Завершинская.

XIV Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» пройдёт 1424 апреля 2016 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться