Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Между прошлым и будущим

Июньское пленарное заседание краевого парламента было по-летнему жарким

Поделиться

Июньское пленарное заседание Законодательного собрания Пермского края депутаты посвятили обсуждению проделанной работы. Они рассмотрели исполнение бюджета прошлого года, задумались о будущем планировании краевой казны, а также оценили ход строительства трассы Пермь — Екатеринбург.

Геннадий Тушнолобов

  Игорь Катаев

Заначки правительства

Краевые законодатели оценили исполнение бюджета прошлого года. В целом депутаты похвалили «откровенность» отчёта правительства, но отметили, что в будущем надо учесть все проблемные моменты при формировании бюджета на 2016 год.

Консолидированный бюджет региона на 2014 год по доходам исполнен на 97,6%, по расходам — на 88,9%. При плане по доходам в 129,9 млрд руб. фактически в бюджет поступило 121,6 млрд руб., фактические расходы составили 132,9 млрд руб. при плане в 149,6 млрд руб. Дефицит составил 11,3 млрд руб.

В краевой бюджет поступило 96 млрд руб. при плане в 104 млрд руб. (исполнение — 92,3%), расходы составили 106,4 млрд руб. при плане в 115,6 млрд руб. (92% от плана). Дефицит — 10,3 млрд руб. По сравнению с 2013 годом доходы увеличились на 8%, расходы — на 10,8%.

На покрытие бюджетного дефицита власти привлекли кредитов на сумму в 46,4 млрд руб.: 27,7 млрд руб. — из Управления федерального казначейства и Минфина России, 19,4 млрд руб. — из кредитных организаций. Объём госдолга в 2014 году составил 12,5 млрд руб.

Депутаты попросили правительство сделать выводы из исполнения бюджета 2014 года, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Алексей Бурнашов напомнил коллегам, что уже в сентябре они приступят к работе над законом о бюджете 2016 года и планового периода 2017—2018 годов.

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Есть несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первый — неисполнение бюджета. Не буду делать эмоциональных оценок. Те, кто говорит о том, что правительство анонсирует проекты, которые, скорее всего, не будут реализованы, загоняет под них не полностью средства, понимают, что это заначка. Правительство всю историю эти заначки делало под разным соусом. В этом вопросе надо переходить либо к персональной ответственности, либо в другой формат, чтобы не загружать нас ненужной работой.

Второй момент — бюджет теряет порядка 16% от недополученных налогов. Мы пытались в прошлом году минимизировать потери, предлагая свои проекты, но в итоге выбрали путь, предложенный правительством. Потом стало понятно, что это не тот путь. В сентябре можем наступить на те же грабли, когда правительство выйдет с новыми законопроектами по налогообложению.

Вадим Чебыкин попросил правительство не планировать проектов, которые не могут быть реализованы.

«Освоение по краевой инвестпрограмме 17,4%. Это ни в какие ворота. Я уже говорил, что не надо выделять средства на объекты, не обеспеченные земельными участками. Мы из-за этого проваливаем программу, нарушаются регламентные процедуры. Не хочу кадровых изменений в правительстве, все вы адекватные люди. Но из таких ситуаций надо делать какие-то выводы», — обратился к Тушнолобову Чебыкин.

Владимир Корсун отметил, что в бюджет 2014 года по факту изменений была внесена 101 поправка.

Владимир Корсун, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Отчёт об исполнении бюджета я бы охарактеризовал названием романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок». Блеск плана и нищета исполнения. Резкое ухудшение социальных показателей, промышленного производства, падение налога на прибыль, темпов роста инвестиций, ослабление потребительского рынка. По неисполнению расходов в лидерах министерство строительства и ЖКХ. Где тот министр, который то ли руку, то ли голову давал на отсечение? И ещё к этому надо прибавить долг в 11 млрд руб. Зато светомузыкальный фонтан фонтанирует. Но этот блеск не скроет нищету элиты, которая готова забыть провальный бюджет.

Дорога для родителей или для детей?

Краевые законодатели заслушали доклад начальника «Уралуправтодора» Игоря Зубарёва о реконструкции федеральной трассы на участке Пермь — граница Свердловской области. Ситуация с подрядчиком на втором пусковом комплексе дороги существенно затормозила ход работ.

Решение пригласить на заседание Игоря Зубарёва было принято на инфраструктурном комитете после доклада министра транспорта Пермского края Алмаза Закиева.

По состоянию на 3 июня 2015 года общее выполнение строительно-монтажных работ по объекту составило 1,6 млрд руб. или 44% от стоимости госконтракта. Проблемы возникли на втором участке трассы, где подрядчиком является «Строительное управление-1» (дочернее предприятие «Аэродромдорстроя»). С ноября 2014 года работы на объекте были остановлены и по сегодняшний день не выполняются.

Игорь Зубарёв отметил, что «Урал-управдор» принял решение о расторжении контракта с подрядчиком СУ-1. Он пояснил, что подрядчику было отправлено предложение о расторжении контракта по согласию сторон, но он отказался. Подготовлено исковое заявление в суд.

Зубарёв также отметил, что сейчас данная подрядная организация находится в сложном финансовом состоянии. Компания также занимается реконструкцией части инфраструктуры аэропорта Домодедово в Москве и испытывает сложности и по этому объекту.

«Мы понимаем тяжёлую ситуацию на объекте, видим, что там творится», — отметил Зубарёв.

Зубарёв пояснил депутатам, что контракт не предусматривает выплату аванса. Деньги все по объекту сохранены и лежат на счетах казначейства.

В прошлом году из-за отставания в исполнении работ СУ-1 средства с этого объекта были переброшены на окончание третьего участка работ, который выходит на обход села Бершеть. Движение здесь планируется запустить 1 сентября текущего года. В этом году средства вновь будут перенесены уже для организации развязки на обход Бершети с выходом на Кукуштан (подрядчик — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», работы должны завершиться в 2017 году).

Виктор Плюснин

Виктор Плюснин
  Константин Долгановский

Депутаты спросили представителя федерального ведомства о том, что будет с третьим пусковым комплексом, который сейчас упирается в лес, и по этой дороге уже второй год никто не ездит. Выяснилось, что часть новой дороги проходит по территории лесов, находящихся в собственности Министерства обороны РФ. На сегодня, как заверил Зубарёв, этот вопрос решён, все участки, которые числились за Минобороны, оформлены в собственность. На участке уже приступили к вырубке леса, в течение месяца он будет вырублен, и подрядчик приступит к земельным работам.

Депутат Илья Шулькин попросил объяснить ему «простыми словами», когда будет закончено строительство трассы.

Игорь Зубарёв, начальник «Урал-управтодора»:

— Сейчас действует контракт с генподрядчиком, который предусматривал окончание работ в октябре текущего года. Из-за сложного финансового положения подрядчика работы не ведутся уже восемь месяцев. Мы приступили к процедуре расторжения контракта. Это займёт шесть—девять месяцев. До момента расторжения контракта обязанности по выполнению работ с подрядчика никто не снимает. Затем, видимо, объект будет передан другому подрядчику. Одна из причин, почему мы пытаемся заставить работать эту подрядную организацию, — тот факт, что расторжение контракта и судебные процессы отнимут около двух лет.

«Когда всё закончится? Когда я смогу проехать от Перми до Кукуштана без остановок по шестиполосной дороге?» — спросил Шулькин.

«Илья Григорьевич спрашивает, кто будет за рулём — он или его дети? Или внуки?» — поддержали Шулькина коллеги.

Игорь Зубарёв:

— Пообещать я вам ничего не могу, существуют лимиты бюджетных обязательств. Финансирование объектов строительства в Росавтодоре правительством сокращено в этом году почти на 50%. Что будет в 2016 году, мы сейчас, честно говоря, не понимаем. Знаю, что эта дорога была давней мечтой пермяков последние 25 лет. Думаю, что вы будете ездить по этой дороге. Мы за неё взялись, мы её закончим. Может, с отсрочками на год—два, если будет перенос финансирования.

Хочу отметить, что последние четыре—пять лет мы приложили серьёзные усилия по приведению дорог Пермского края в нормативное состояние. Пермский край, в отличие от других территорий, где работает «Уралавтодор», получает больше всего средств на реконструкцию дорог федерального значения из крупных городов. Сейчас нас беспокоит второй пусковой комплекс трассы Пермь — Екатеринбург. Но по всем остальным участкам мы работаем с опережением на один—два года. Надеемся, что в течение последующих трёх лет участок до Кукуштана будет построен.

Само окончание строительства второго пускового комплекса, по словам Зубарёва, если придёт нормальный подрядчик, займёт максимум год. Если не учитывать время на судебные разбирательства.

Виктор Плюснин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— С этой трассой очень много проблем. Удивительно, когда одна госструктура входит в противоречие с другой госструктурой и начинает судиться. У них одни полномочия. Сейчас на трассе в выходные дни образуются 50-километровые пробки. Дорога эта хоть и федеральная, но проходит по нашей территории. Если мы не займёмся этой проблемой, то строительство будет переноситься на 2016, 2017 годы и дальше. В своё время эту проблему «толкнули» именно в Заксобрании. Тогда было принято постановление с обращением к президенту, и ситуация разрешилась.

Армен Гарслян

Армен Гарслян доволен, что социальные обязательства выполняются, несмотря на падение доходов бюджета
  Константин Долгановский

Материнский капитал без срока

На заседании принят во втором чтении законопроект «О единовременной выплате за счёт средств регионального материнского капитала». Проект закона вынес на рассмотрение губернатор Пермского края Виктор Басаргин.

По новому закону семья с тремя и более детьми, получившая сертификат на регио-нальный материнский капитал, получает право на единовременную выплату из этих средств в размере 10 тыс. руб. При этом такое право может быть реализовано в любое время со дня рождения третьего или каждого последующего ребёнка. Размер регионального материнского капитала будет уменьшен на размер единовременной выплаты, а сумма оставшейся части средств будет ежегодно увеличиваться (индексироваться) в соответствии с краевым законом о бюджете. Напомним, ежегодная индексация в этом году достигла 123 тыс. руб., в сумме с федеральными выплатами превысив 570 тыс. руб.

Краевые депутаты отметили разумность новой меры поддержки. Так, Сергей Клепцин пояснил, что «теперь семьи могут получить искомую сумму на покрытие текущих расходов, для любой ситуации, которая требует экстренного разрешения, не дожидаясь очереди и каких-то сроков».

Обязательства для инвесторов

Кроме того, во втором чтении был принят законопроект «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты». По этому законопроекту губернатор наделяется правом предоставлять в аренду земельные участки под строительство крупномасштабных инвестиционных объектов, а также социальных и коммунальных объектов без обязательных процедур торгов.

Депутат Лилия Ширяева отметила, что у этого законопроекта существуют вопросы с точки зрения реализации, так как он может стать «лазейкой» для коррупционной деятельности.

«На предоставленных бесплатно муниципальных участках теоретически инвесторы могут построить всё что угодно. После принятия законопроекта во втором чтении на пленарном заседании в июне будем решать эту проблему на уровне краевой и муниципальной исполнительной власти. Нужно продумать правильные типовые проекты договоров, где будет указана зона ответственности потенциальных инвесторов и чётко сформулированы обязательства, по которым они поймут, что обмануть государство невозможно», — отметила Ширяева.


«Главная проблема задержек — хромаем по проектной документации»

Армен Гарслян, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Сегодня послушали очень мощный, подробный доклад. Его ёмкость позволяет оценить, какую дорогу мы прошли. Прошли неплохо. Есть вопросы, где мы стоим впереди, есть — где не догоняем общефедеральные тренды, и есть — где очень сильно отстаём. Сильно упали по доходной части бюджета. Но так или иначе свои обязательства, особенно социальные, мы выполняли.

Плохо с реализацией инвестпрограмм. Оправдания мы не ищем, надо над этим работать. Деньги выделены, инвестиции должны быть. Главная проблема всех наших задержек — это то, что мы хромаем по подготовке проектной документации, которую нужно готовить качественно и вовремя. Поработать надо и по налогу на прибыль — это наша основная выпадающая часть.


«Бюджет находится в управляемом состоянии»

Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:

— Впервые формат отчёта в разрезе государственных программ. Каждый руль обозначен в госпрограмме. Поэтому и такой ажиотаж, и интерес депутатов к отчёту. Сухие цифры не были интересны, сейчас мы можем отчитаться по конкретным показателям.

Несмотря на то что по ряду показателей исполнение идёт не в полном объёме, в целом мы находимся в хорошем положении. Бюджет даётся тяжело, но находится в управляемом состоянии. Никаких срывов по финансированию, в первую очередь обязательных платежей, не было.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться