Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Партизанское» лето

Есть ли перспективы у фестивального движения в Перми?

Поделиться

Круглый стол «От «Белых ночей» до «Пермского калейдоскопа», организованный Общественным советом при краевом минкульте, парком им. Горького и газетой «Звезда» проходил в сложной, но романтичной обстановке: вокруг шатра, в котором расположились участники, бушевал ураган с грозой. Интернет периодически пропадал, поэтому в разгар обсуждения «потеряли» одного из основных спикеров — руководителя федеральной сети центров прикладной урбанистики Святослава Мурунова, общавшегося с Пермью по скайпу.

Белые ночи

Эксперты полагают, что «Белые ночи» были брендом, который поднял Пермь над всей территорией России
  Ирина Молокотина

Основных выступающих было трое: кроме вышеупомянутого Святослава Мурунова — доцент НИУ ВШЭ Ирина Шафранская и консультант фонда «Новая коллекция» Андрей Попов.

Ирина Шафранская поделилась результатами своих исследований: на протяжении трёх лет её команда измеряла эффективность фестиваля «Белые ночи» с точки зрения доходов, привлечения туристов и других факторов. По мнению Шафранской, при переходе от «Белых ночей» к «Пермскому калейдоскопу» были потеряны многие находки и достижения.

Ирина Шафранская

Ирина Шафранская

Ирина Шафранская, доцент НИУ ВШЭ:

— Фестиваль — это культурный продукт, существующий в рамках экономики впечатлений. Насыщенная культурная жизнь вырабатывает в обществе новый запрос горожанина к культурному досугу. «Белые ночи» сформировали такой запрос. При переходе к новому формату были скопированы не принципы, а шаблоны. Вместе с принципами фестиваля пропало формирование потребительского запроса. Поэтому надо понять: нужен ли нам фестиваль нового формата?

Ирина Шафранская считает, что главный видимый социальный эффект фестиваля — трансформация городской среды, как физическая, так и смысловая. Когда для «Белых ночей» создавалось специальное пространство — городок на эспланаде, — наполненное событиями, это резко изменяло среду. Новое делало фестиваль заметным. При переносе событий в привычное пространство, существующее независимо от фестивалей или смены времён года — парк им. Горького, — трансформации среды не произошло, фестиваль прошёл для большинства жителей Перми незамеченным, словно это была обычная деятельность парка.

Кроме того, доцент уверена, что любые вложения, в том числе вложения в культуру, должны окупаться тем или иным способом.

Ирина Шафранская:

— Любое явление, на которое мы тратим ресурсы, должно ресурсы, в том числе смысловые, приумножать, создавать символический капитал. Министр Гладнев объяснял смену формата летнего фестиваля экономией ресурсов. Но мы давно живём «в рынке», мы знаем, что страшны не траты сами по себе, а траты, от которых нет эффекта. «Белые ночи» — сильный бренд, но экономия ресурсов убила его возможную капитализацию.

Отсюда экономист делает вывод, что скромные, но безвозвратные бюджетные затраты на «Пермский калейдоскоп» для экономики города хуже, чем затраты на более масштабный фестиваль, которые могли бы принести символические дивиденды.

Тем не менее Шафранская считает, что в Перми ситуация не безнадёжная: «Хорошо, что сохранилась событийная канва, определённый ритм, что у людей есть выбор, есть разные возможности».

Белые ночи

  Игорь Катаев

По мнению московского эксперта Святослава Мурунова, пермский «кейс» очень интересен и показателен, его знают и анализируют урбанисты всего мира. Поэтому важно, что в Перми проходит круглый стол, посвящённый фестивалям: город рефлексирует на тему собственной событийной программы.

Святослав Мурунов, руководитель федеральной сети центров прикладной урбанистики:

— Что такое городское событие? Это единичный момент проявления идентичности. У каждого города существует проблема конкуренции с другими городами, оттока населения, необходимости поиска новых идей. Но у нас, как правило, событие используется не как урбанистический, а как политический инструмент, событие ради события: я сделал что-то, следовательно, я существую. Отсюда — большое количество не связанных единой концепцией событий, которые формируют фрагментарную идентичность. Бедный горожанин не знает, что может быть не потребителем, а генератором активности! Поэтому у нас очень мало локальной самодеятельной активности — всяких там дворовых праздников, районных музеев…

Иное дело — большие, продуманные события. Я считаю, что «Белые ночи» — бренд, который поднял Пермь над всей территорией России. Да, там было много неправильного. Но это нужно было проанализировать и переосмыслить, а вместо этого происходит дробление — возникает куча мелких фестивальчиков, но нет события, которое бы изменило городское пространство.

Изменения могут быть на трёх уровнях: изменения среды, изменения сообщества и изменения смыслов. Города конкурируют во всём: от инвестиций до поездок на выходные. Здесь важен символический капитал города, а он — коллективный продукт.

Эксперт считает, что у Перми есть конкурентное преимущество — огромный опыт правильных и неправильных событий, который при грамотном использовании можно превратить в экспортный продукт, то есть транслировать вовне. В заключение своего выступления Мурунов призвал пермяков активно вести диалоги и превратить последовательность «сцена — шарики — салют» в «контент — пространство — коммуникация».

Консультант фонда «Новая коллекция» Андрей Попов своё выступление построил на идее Роберта Палмера и Грега Ричардса о «событийных городах». Их книга «Концепция событийного города», по мнению эксперта, должна была быть на столах идеологов «пермской культурной революции», но, поскольку её там не было, «мы профукали своё счастье». Счастье, по мнению эксперта, заключается в большом и оригинальном пермском фестивале, который можно было бы экспортировать вовне, как франшизу.

«Культурная революция у нас закончилась, а фестивалей в городе 54! Это — не считая территорий Пермского края», — поделился подсчётами Андрей Попов. По его мнению, в России больше нет столь активно «фестивалящих» регионов. Однако успеху фестивального дела в Перми мешает отсутствие единой программы, единого стиля управления. Ссылаясь на Палмера и Ричардса, Андрей Попов сообщил, что главное отличие «событийного города» от «города с событиями» — в наличии единой событийной программы, где каждое событие занимает своё продуманное место. Программа разрабатывается на основе городской событийной стратегии. У каждого события — своя миссия, целевая аудитория и тайминг.

Может быть, стоит задуматься об этой стратегии, о координации событий? Этот вопрос стал ключевым для круглого стола.

Тот же Андрей Попов поделился опытом Эдинбурга, где стратегию создаёт единый фестивальный центр, куда входят 12 директоров крупнейших фестивалей, проходящих в городе. Все события они координируют друг с другом, так что там не может возникнуть ситуация, на которую регулярно напарываются пермяки: после нескольких недель полного затишья — четыре фестиваля в один день!

Директор парка им. Горького и оператор фестиваля «Пермский калейдоскоп» Рашид Габдуллин высказался в том смысле, что виной всему кризис: если бы не финансовые трудности, «Белые ночи» прошли бы, как год назад. Директор развлекательного парка уверен, что большой летний фестиваль должен в Перми быть, и очень хорошо, что власти это понимают.

Рашид Габдуллин, директор парка им. Горького:

— Нам надо сказать спасибо, что мы хоть что-то сделали, что-то поддержали. Может, не так, как хотелось бы, но это наш первый опыт! Я — за то, чтобы события происходили в нашем парке. Но я также за то, чтобы они происходили и за пределами парка. Главное, чтобы мы общались и находили общий язык.

Директор фонда «Новая коллекция» Надежда Агишева посетовала, что многие большие события происходят без консультаций с общественностью, и именно поэтому в финансовой стратегии краевого минкульта произошёл перекос: с финансирования событий приоритет сместился на финансирование учреждений культуры. «Если учесть зарубежный опыт, это неправильно», — утверждает эксперт.

В очередной раз возникло предложение договориться о приоритетах, выстроить единую культурную политику… Помнится, примерно в том же составе об этом говорили ещё три года назад. Увы, как тогда, так и сейчас — в пустоту: на круглом столе не было представителей ни краевого минкульта, ни городского департамента культуры, хотя всех приглашали.

Не остался без обсуждения феномен нынешнего лета — фестивали, которые Ирина Шафранская остроумно назвала «партизанскими», то есть «низовые» инициативы, возникшие сами по себе, без содействия властей. События вроде Red Fest и «Гения места», которые стали неожиданностью для большинства пермяков, заставляют смотреть на лето 2015 года как на возможный переломный момент в истории «фестивализации Перми».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться