Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Ян те Риле: Обвала розничного рынка не будет

Генеральный директор компании «Логитекк» рассказал об особенностях и перспективах российского ритейла

Поделиться

Ритейл в России рос бешеными темпами. Западу потребовались десятки лет, чтобы выйти на уровень, сопоставимый с нынешним российским, мы же прошли этот путь за десятилетие с небольшим. Однако для российских ритейлеров сегодня наступает непростое время. Это время профессиональных игроков, реалистичных и продуманных решений и больших перемен на розничном рынке.

— Господин те Риле, как вы оцениваете уровень развития розничных продаж в России в целом?

— На протяжении последних пяти лет розничная торговля являлась одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей российской экономики. Я работаю в России с 2000 года и, по сути, был свидетелем бурного роста ритейла за этот период. В России сейчас сложилась ситуация, похожая на ту, что существовала в Европе в 1960-е годы. Но западным компаниям потребовалось не менее 30—40 лет, чтобы достичь такого состояния ритейла, который сейчас мы видим в России. Россия росла намного быстрее.

Очень жаль, что из-за кризиса это направление бизнеса будет прирастать не такими быстрыми темпами, как планировалось, его рост замедлится. Европейский прогноз по темпам роста и развития российского ритейла составлял 21% в год, а в Западной Европе — только 1—3%. По результатам 2013 года Россия была названа лидером по обороту розничной торговли в Европе.

Но я настроен оптимистично и думаю, что рост продолжится, так как потенциал для развития имеется: доля современных форматов в России гораздо ниже, чем в Европе, на них приходится не более 35—40% всего оборота, а в странах Западной Европы эти цифры составляют 80—90%.

При снижении покупательной способности населения (а это обычно происходит в кризис) самым востребованным форматом будет дискаунтер. Этой возможностью в кризис уже пользуются такие национальные сети дискаунтеров, как «Пятёрочка», «Монетка», «Магнит», которые агрессивно входят в регионы, задумываются не о прибыли, а только о количестве магазинов. С такой откровенной агрессивной экспансией я нигде в Европе не встречался.

Быстрыми темпами будут развиваться СТМ (собственная торговая марка). Меня радует, когда я вижу на прилавках такой ассортимент. Доля СТМ от всего ассортимента составляет до 40% в супермаркетах Европы. В России это пока 10—13%. Но общий показатель в 2015 году планируется довести до 20%.

Всегда нужно помнить, что товары СТМ дешевле своих аналогов на 30%! А это немаловажно в кризис.

Будет расти дистанционная торговля, в ближайшие годы получит развитие тренд консолидации рынка, когда крупные и средние интернет-магазины будут медленно вытеснять небольшие.

— Есть ли у российского ритейла свои особенности относительно мирового опыта?

— Чаще всего развитие отрасли идёт след в след за развитием супермаркетов в мировой практике и формируется на базе европейского опыта. Поэтому ритейлу в России развиваться легче, он использует опыт Европы, когда чужие ошибки помогают избежать своих. Поэтому у вас всё происходит быстро и, я бы сказал, достаточно эффективно.

Но в России есть свои уникальные форматы, каких не встретишь в Европе. Такие, например, как магазины «шаговой доступности» или продажи через киоск. Западной Европе такой формат непонятен, его просто нет и не было никогда. Ну, может быть, уличные киоски в Лондоне, Париже, где продаются газеты. Но в таком формате там никогда не продаются продукты.

Есть ещё одна национальная особенность: часто обычный супермаркет в России называют громким словом «гипермаркет». Европейцев это удивляет. Потому что по мировым масштабам формат торговых площадей в 4 тыс. кв. м (в Перми это самый большой магазин «Семья» на Революции, 13) — это, конечно, не гипермаркет. В Голландии не такие большие супермаркеты по размерам в сравнении с французскими или бельгийскими, их площадь обычно составляет 1,5—2 тыс. кв. м.

А лично мне нравится так называемая неорганизованная торговля, когда русские бабушки с самодельных столов продают свежую продукцию из огородов, а зимой соленья-варенья. Это уникально!

— Каких ритейлеров, работающих на территории России, вы считаете наиболее эффективными?

— На этот вопрос непросто ответить, так как понятие «эффективность» включает в себя много факторов.

Бывает, один конкретно взятый магазин может работать с хорошей прибылью и работа его считается эффективной. Но есть большие торговые сети, и мне трудно сказать, насколько они эффективны, поскольку свои финансовые показатели они не раскрывают. А является ли количество магазинов, входящих в сеть, примером эффективности, я не знаю.

В российском ритейле сейчас наступило непростое время. Розничный рынок насыщается продовольственными сетями. По мере насыщения идёт процесс ужесточения конкуренции. Происходит замедление темпов роста выручки сетей, поглощение крупными компаниями более слабых игроков, вступление в закупочные союзы региональных сетей. Что здесь эффективно, а что нет?

— Могли бы вы дать оценку уровню развития ритейла в Пермском крае? Почему, на ваш взгляд, крупные зарубежные торговые сети явно недостаточно активны в Прикамье, тогда как в соседних регионах (например, в Екатеринбурге) они присутствуют в большем количестве? Дело в позиции местной власти или есть другие причины?

— Для развития ритейла в Пермском крае имеется большой потенциал. Приведу некоторые цифры. В Западной Европе доля современной торговли — 85—92%. Если взять весь Урал, то этот объём составляет 46—48%. На долю продуктовых сетей Пермского края приходится 25% оборота розничной торговли. Как видите, есть куда расти и развиваться. Екатеринбург — столица Урала, всегда на столицу направлены первые взоры инвесторов.

Немаловажен и тот факт, что Екатеринбург имеет развитую логистику. Ритейл не бывает успешным без логистических центров. Что касается иностранных компаний, то они всегда боятся столкнуться с законодательными барьерами местного уровня: на стадии выбора земельных участков, проработки концепций будущих объектов. Но это случается повсеместно в России, а не только в Пермском крае.

— Какие условия требуются для того, чтобы зарубежный ритейлер всерьёз заинтересовался российской «глубинкой» для продвижения своего бизнеса?

— Когда зарубежные компании заходят на новый рынок, у них существуют определённые требования к имеющимся в наличии помещениям, к их техническим характеристикам, к инфраструктуре, количеству парковочных мест. Очень важен вопрос платёжеспособности населения.

— Насколько претензии российских чиновников к «Макдоналдс», появившиеся в прошлом году, сказались на настроениях иностранных ритейлеров?

— Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Например, американская сеть Wendy's объявила об уходе с российского рынка. Решение, согласно её заявлению, не связано с политикой, но по времени оно совпало с претензиями российских чиновников к McDonald's.

Я слышал, что был проведён опрос других иностранных операторов и магазинов: они утверждают, что сокращать инвестиции в Россию пока не намерены.

— Каков ваш прогноз относительно развития ритейла на фоне сложившейся экономической ситуации на ближайшую перспективу?

— Я уже частично коснулся этой темы в первом вопросе, поэтому буду краток. Произойдёт следующее:

— передел рынка и уход мелких игроков;
— замедление темпов роста рынка;
— организация закупочных союзов;
— появление на рынке большего числа дискаунтеров;
— уход с рынка среднего сегмента, останутся дорогие магазины и сегмент дискаунтеров — ввод в ассортимент СТМ (private label);
— рост интернет-торговли.

Это будет время для профессиональных игроков, время реалистичных и продуманных решений, время больших перемен на розничном рынке. Обвала розничного рынка не будет, не будет возврата к старым временам, это шаг вперёд, к повышению профессионального уровня и готовности работать в более жёстких конкурентных условиях.


Голландско-российская компания «Логитекк» — международный эксперт в сфере бизнес-консалтинга с большим опытом работы на российском рынке. Она оказывает широкий спектр консультационных услуг, в том числе в области стратегического бизнес-планирования и инвестирования, логистики и ритейла, исследований рынка и организации бизнес-поездок.

Генеральный директор компании «Логитекк» Ян те Риле (Нидерланды) более 30 лет руководил крупнейшими в Голландии сетями супер- и гипермаркетов, в том числе Laurus (Super de Boer).

«Логитекк» работает на пермском рынке с 2002 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться