Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Не взлетим — так поплаваем»

Фантастическая во всех смыслах выставка открылась в галерее «Марис-арт»

Поделиться

Действительность в монотипиях Владислава Дёгтева преломлена сквозь толщу воды, она смотрит в лицо зрителю загадочными глазами рыб и стрекоз, разговаривает на языке геометрии и архаичной машинерии… В творчестве пермского художника сформировался новый изобразительный язык, новый художественный метод, который можно назвать биостимпанком.

Владислав Дёгтев

Фантастический мир фантастической Перми Владислава Дёгтева

Владислава Дёгтева завораживает фрактальная симметрия морских раковин, чёткая геометрия крыльев птиц и насекомых, сложные коленчатые передачи паровых машин, а главное — те возможности, которые скрываются за всеми этими сложностями: возможность плавать под водой и летать.

Увлечение Дёгтева миром фантастических существ и механизмов началось с масштабных иллюстраций к произведениям Жюля Верна. Это было почти четыре года назад. С тех пор художник далеко продвинулся от отправной точки. Мир «Наутилуса» Жюля Верна в его работах смыкается с миром «Наутилуса Помпилиуса», а именно — песни Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева «Дыхание»:

…Как будто дом наш залило водой,
И что в живых остались только мы с тобой.
И что над нами — километры воды,
И что над нами бьют хвостами киты…

Вот и у Дёгтева в серии монотипий «Сезон дождей», выставленной в настоящее время в галерее «Марис-арт», над городом — причём не над условным каким-то городом, а над Пермью — прошёл сезон дождей, и всё погрузилось под воду.

Выход есть

«Выход есть» — так называется программный триптих новой серии Владислава Дёгтева

Утопающий Органный зал. Торчащий над водой обод колеса обозрения из парка Горького. Уходящий из воды в воду Камский мост… Это Пермь — и не Пермь. Над водой возвышаются высокие и тонкие шпили и башни, и ясно, что человечество выжило. Оно не освоило водные глубины, но научилось жить над ними: люди летают на стрекозиных крыльях и путешествуют на дирижаблях с человеческими лицами. На одной из монотипий гигантская черепаха плывёт мимо фасада Театра-Театра к баночке из-под попкорна. Видимо, готовится созерцать закат цивилизации, попкорном запасается. Но до заката здесь далеко, человечество не сдаётся. Да, собственно, нет необходимости бороться или сдаваться: этот мир прекрасен, как и его жители.

Как и в песне Бутусова — Кормильцева, у Дёгтева всегда найдётся нужный глоток кислорода, всегда есть выход. «Выход есть» — так называется программный триптих серии.

Новая тематика пришла к Дёгтеву одновременно с освоением новой техники. Пока он пробовал себя в традиционных живописи и акварели, был художник как художник, а начал работать в монотипии — стал демиургом, творцом Вселенной.

Изобразительные свойства монотипии удивительно подходят фантазийному, литературному, повествовательному характеру творчества Дёгтева, приятно напоминая классическую книжную графику.

 Зритель

Будущий зритель Театра-Театра?

Эту иллюстративность, литературность почувствовал и акцентировал автор экспозиции — арт-директор «Мариса» Вадим Зубков. Поскольку речь идёт о создании Вселенной, то и выставка в «Марисе» — не просто набор картинок, а единое целое. Работы Владислава Дёгтева соседствуют здесь с чертежами старинных летательных аппаратов, картами неведомых земель и классическими иллюстрациями к «20 000 лье под водой». Это оформление уводит дёгтевскую Вселенную от злободневности, и вряд ли кому-то придёт в голову, что «Сезон дождей» — это ответ на модную теорию глобального потепления или парафраз фильма «Водный мир».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться