Каневская Розалия

Розалия Каневская


Леонид Морозов: Мы должны создавать экономику будущего

Самый молодой министр Пермского края — о том, с какими проблемами в экономике региона ему приходится разбираться в первую очередь, а также в каких инвестициях Прикамье нуждается больше всего

Поделиться
Леонид Морозов

  Игорь Катаев

Вслед за уже созданным институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей, по мысли Леонида Морозова, в регионе должен появиться институт уполномоченного по работе с инвесторами в муниципалитетах, а также investment-team — специальное подразделение в структуре Министерства экономического развития Пермского края. Его сотрудники будут искать инвесторов по всему миру и готовить для них коммерческие предложения.

— Леонид Юрьевич, что сейчас представляет из себя Министерство экономического развития Перм­ского края?

— На сегодняшний день организационная структура министерства состоит из пяти отделов: оценки регулирующего воздействия, бюджетирования и налоговой политики, инвестиционных проектов и инноваций, анализа и прогнозирования и обеспечения деятельности. В министерстве работают как молодые, амбициозные ребята, так и опытные и уважаемые эксперты.

Все специалисты, которые у нас сегодня работают, — это люди из бизнеса: из банковской сферы, телекома, Высшей школы экономики. Это эксперты в области экономики, инвестиций и налогов. Вся команда очень целеустремлённая — я специально старался создать такой состав министерства, который был бы, с одной стороны, мобильным, активным и максимально клиентоориен­тированным, а с другой — профессиональным, ответственным и работоспособным. Такая команда позволяет быстро двигаться вперёд, решая наиболее важные на сегодня задачи.

— Какие задачи были поставлены перед новой структурой?

— В первую очередь, это повышение инвестиционной привлекательности нашего региона, выработка мер по осуществлению социально-экономического развития, привлечение инвестиций, развитие конкуренции, разработка концепции налоговой политики, активное участие в формировании доходной части бюджета и др.

— Часть функционала нового министерства затрагивает зону ответственности других министерств и департаментов. Не возникало проб­лем с коллегами из правительства по этому поводу?

— Серьёзных разногласий у нас никогда не было и нет. В правительстве работают профессионалы и опытные люди, которые понимают, что мы работаем на одну задачу. Это — развитие Пермского края, обладающего большим потенциалом.

— Какими были ваши первые шаги?

— В первую очередь важно разобраться с текущей ситуацией. Мы с неё и начали: сравнили экономику Пермского края с экономиками регионов-конкурентов — Свердловской, Самарской, Челябинской областей, Татарстана и Башкортостана за период с 2004 по 2012 год. Выявили основные плюсы и минусы, провели SWOT-анализ, подготовили отраслевой анализ экономки региона и т. д.

Мы специально проанализировали только сильные регионы, так как считаем, что Пермский край — такой же лидер среди регионов РФ с мощной ресурсной базой.

Кроме того, мы провели большую работу по оценке эффективности налоговых льгот, действующих на территории Пермского края с 2006 года, и опять же сравнили с другими регионами. Поняли, что у нас интересная ситуация: льготы, можно сказать, предоставляются всем — без привязки к условиям, инвестициям, модернизации. Не важно, инвестируешь ли ты, развиваешься ли или нет — льгота у тебя будет. Это с экономической точки зрения не совсем правильно. Наверное, в 2006 году были на то условия и определённые расчёты — не готов сказать.

На сегодняшний день мы разработали региональную методику бюджетной эффективности инвестиционных проектов, которая позволяет, с одной стороны, оценить эффект от инвестиций и влияния их на местный, краевой и федеральный бюджеты, а с другой, понять насколько предоставленная льгота была эффективной и полезной. И, кстати говоря, уже провели оценку ряда инвестиционных проектов. Более того, сейчас очень активно работаем с большинством наших предприятий, которые реализуют очень крупные проекты.

Здесь важно постоянно находиться в прямом диалоге с нашим бизнесом, наладить обратную связь, чтобы наша деятельность была максимально эффективной. По большому счёту мы становимся в чём-то «лоббистами» интересов наших предприятий и нашего бизнеса, а именно — от инфраструктурных и производственных вопросов до сбыта их продукции.

— Эффективное развитие обычно строится на грамотном использовании имеющихся ресурсов. Какие ресурсы в Пермском крае могут стать отправной точкой для развития?

— У Пермского края колоссальные ресурсы. Начиная с человеческого потенциала, заканчивая промышленным, образовательным и научным.

У нас отличные грамотные школьники. Мы находимся в лидерах по количеству детей, успешно сдавших ЕГЭ и получивших максимальные балы по разным предметам.

У нас есть вузы мирового уровня, дающие очень качественное, востребованное образование. Кстати, к нам едут преподаватели из других стран, и налажен тесный контакт с ведущими университетами мира. Мы занимаем лидирующее место в России по дуальному образованию — когда вузы готовят студентов совместно с предприятиями. Мне кажется, что у этой программы тоже большое будущее в контексте развития инвестиционной привлекательности Пермского края.

Мы относимся к регионам с высоким инвестиционным потенциалом, входим в 20 крупнейших региональных экономик России и являемся членом Ассоциации инновационных регионов России. Пермский край — уникальное место для вложения средств: здесь большое количество вузов, предприятий, создаётся много работоспособных научных разработок. У нас есть все предпосылки для инновационного развития — здесь развиты машиностроение, приборостроение, военно-промышленный комплекс, авиационное производство. Задача, которую поставил губернатор — это чтобы наши ресурсы создавали некий синергетический эффект и повысилось взаимодействие между нашими предприятиями в целом.

Нужно создавать адекватные условия для развития и процветания бизнеса. Мы привлекаем банки для создания оптимальных условий кредитования бизнеса в Пермском крае. Скоро у нас будет очередное совещание по поддержке наших предприятий по внешнеэкономической деятельности в части снижения их финансовых рисков.

Ожидаем также визит генерального директора ЭКСАРа (Экспортное страховое агентство России — ред.), чтобы заключить соглашение о долгосрочном сотрудничестве. А также наладили очень тесный контакт со многими коллегами из Министерства экономического развития РФ и уже в октябре планируем провести два крупных совещания под руководством председателя правительства Пермского края Геннадия Тушнолобова по поддержке внешнеэкономической деятельности наших предприятий и продвижению наших товаров и услуг за пределы Пермского края и за рубеж и по развитию института государственно-частного партнёрства.

— Что касается вопросов продвижения продукции, услуг и инноваций наших компаний. Какие планы у министерства?

— Действительно, вопрос продвижения наших товаров, услуг, разработок, инноваций и специалистов сейчас стоит очень остро. По моему мнению, эта задача ничуть не менее важна, чем все остальные.

Многие субъекты РФ этим давно и активно занимаются, продвигают свои разработки через торговые представительства. Мы тоже пойдём по этому пути — у России сейчас есть 51 торговое представительство за пределами РФ, и в настоящее время мы этот потенциал уже задействовали.

Считаю важным и необходимым проводить ежегодные road-show Пермского края с презентацией наших основных разработок, предприятий и ресурсов. В этой связи работу со СМИ считаю очень актуальной и важной.

— А что делается в части повышения инвестиционной привлекательности региона?

— Что нужно для того, чтобы новый инвестор зашёл в регион? Инфраструктура, адекватная и взвешенная налоговая политика, возможность быстро решать административные вопросы. По последнему вопросу мы работаем в последнее время особенно плотно и будем развивать меру под названием «инвестиционный проездной», который помог бы потенциальным инвесторам снизить административные барьеры при реализации у нас инвестпроектов.

Скоро будет создано что-то вроде «горячей линии» для инвесторов на базе нашего министерства. Мы составим портрет потенциального инвестора для каждого муниципалитета.

Самое главное тут, как мне кажется, — это создать открытый и прозрачный механизм реализации действующих и будущих проектов. И здесь опять важна обратная связь от бизнеса.

Важно отметить, что мы разрабо­тали и подписали совместно с «Деловой Россией» (Пермское региональное отделение) и Агентством по инвестициям и внешнеэкономическим связям конкретный план внедрения инвестиционных стандартов Агентства стратегических инициатив (АСИ, г. Москва) в 13 пилотных муниципальных образованиях на 2014 год и планируем завершить его уже в конце этого года. Здесь, кстати, мы получаем помощь от наших коллег из АСИ.

— Назовите основные вызовы в области экономики Пермского края, и какой комплекс решений вы предлагаете для их решения.

— Я бы не называл это вызовами, а скорее — перспективными векторами развития, которые способны по мере их освоения решать и имеющиеся задачи.

Во-первых, это инвестиции. Я вижу перед собой задачу не только привлечь инвесторов, но и увеличить общий объём инвестиций. Я даже считаю, что Министерство экономического развития должно создать набор KPI (Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности — ред.) по решению этого вопроса. Естественно, с делом привлечения инвесторов одно министерство не справится, и для этого нужны совокупные силы всех моих коллег. Но, тем не менее, мы все должны знать, к чему стремимся и где хотим быть в 2020 и 2030 году. Для этого мы составим реестр наших инвестиционных площадок, будем развивать государственно-частное и муниципально-частное партнёрство, усиливать интеграцию между муниципалитетами.

Мы создаём институт уполномоченного по работе с инвесторами в муниципалитетах. У нас будет investment-team при министерстве, некая мобильная группа, которая как раз и будет заниматься поиском инвесторов, готовить для них коммерческие предложения, устраивать презентации Пермского края.

Мы не хотим и не будем сидеть на месте — мы готовы сами искать и привлекать инвесторов, а не ждать у моря погоды. Но для этого, конечно, должны быть созданы все условия. Мы уже очень серьёзно работаем над повышением нашего инвестиционного рейтинга и рейтинга развития ОРВ — это те вещи, на которые инвесторы обра­щают очень большое внимание.

Во-вторых, это налоговая политика. Цель — создать взвешенную экономическую политику, которая отвечала бы условиям развития малого, среднего и крупного бизнеса, которая стимулировала бы развитие бизнеса. Для того чтобы сделать налоговую политику сбалансированной с точки зрения бюджета и с точки зрения возможностей бизнеса, необходимо наладить обратную связь с бизнес-сообществом, и этой работе уже уделяется огромное внимание. Мы стараемся привлекать бизнес ко всем нашим инициативам и обсуждениям.

В-третьих, это инфраструктура. Инвес­тиции без развития инфраструктуры невозможны. Мы понимаем, что крупные инвестиционные дома и серьёзные инвесторы обращают большое внимание на уровень развития инфраструктуры. И тут мы очень рассчитываем на то, что в Пермский край придут инвесторы, которые готовы будут вкладываться в развитие инфраструктуры.

Это очень серьёзный вызов — привлечь частные инвестиции в сфере дорожного строительства, коммунального хозяйства, строительства мостов и т. д. Поэтому для нас очень важно, чтобы Пермь стала крупным экономически и инфраструктурно развитым центром.

В-четвёртых, это инновации и развитие научного потенциала, высшего образования. Мы должны сформировать такие предпосылки, которые стимулировали бы умных ребят не уезжать из Пермского края и находить здесь возможности для самореализации.

В-пятых, это ориентация на импортозамещение. Мы будем всеми силами поддерживать наши предприятия, которые осуществляют импортозамещение, которые ориентированы на развитие национальной экономики.

В-шестых, это кластерное развитие нашей экономики. Сейчас Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края активно работает над внедрением кластерного развития нашей промышленности, и мы готовы оказать всяческую поддержку коллегам.

Я считаю, что кластерное направление имеет все шансы стать основным направлением развития экономики. У нас есть много предприятий, которые мы можем объединить в кластеры и как-то дополнительно стимулировать их развитие.

Мы провели анализ и выяснили в каких регионах какие кластеры существуют, какие условия предлагаются резидентам. Мы должны создавать экономику будущего и ясно понимать, кто нам будет платить налоги через 10, 15 и 20 лет, и какие условия нужны нашему потенциальному налогоплательщику. И кластерный подход как нельзя лучше ответит на все эти вопросы.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться