Николай Карпушин

Николай Карпушин

бывший министр образования Пермского края

«То, что произошло с выплатами старшеклассникам, завтра может коснуться любого «стимулирующего» закона»

Поделиться

Речь снова пойдёт о стипендии старшеклассникам. Почему-то складывается так, что самая жаркая дискуссия по воп­росу происходит в умах общест­венности уже после принятия решения Законодательным собранием. И мы в очередной раз бежим за уходящим поездом, пытаясь доказать, что, дескать, после драки кулаками ещё как машут.

Для меня совершенно очевидно, что повестка отказаться от стипендии учащимся старших классов школ не назрела, не была подготовлена, а решение было скорее эмоциональным, чем рациональным. Серьёзные исследования вряд ли проводились, иначе они были бы представлены в многочисленных таблицах и графиках, по школам и территориям, по ученикам и учителям, в сравнении — как было и как стало. И не забыли бы сослаться на Самару и другие реги­оны, где такого отродясь не видали.

То, что произошло с выплатами старшеклассникам, завтра может коснуться любого «стимулирующего» закона. Ведь доказать неэффективность выплат 225-бальникам, педагогам, аспирантам, кандидатам, докторам в вузах и учёным таким образом и в такой манере не составит большого труда, поскольку этих доказательств никто и не просит.

Когда закон о выплатах старшеклассникам ещё только принимался, было важно показать системность этого шага. Тогда мы говорили о построении забытого сегодня «социального лифта» — понятного для подрастающего поколения образа жизни, который они могут для себя выстраивать, добиваясь признания, не совершая антиобщественных поступков, учиться зарабатывать себе на жизнь, принося пользу и себе, и обществу. Мы формировали «моду на мозги».

Сложно было изменить привычные для всех подходы, которые сложились в советские времена. Ведь посудите сами, какие сигналы формировались в то время для молодых людей. С одной стороны, приятель, который неважно учился в школе и за это был практически «изгнан» в ПТУ, но почему-то стал приносить домой ежемесячную стипендию. А с другой стороны — отец и мать (бывшие отличники), ныне учёные, еле-еле сводят концы с концами. Как это отрази­лось на нас с вами, когда всё поменялось, а «традиция» не платить осталась?

Для тех, кто не в курсе: сегодня самая главная проблема российских университетов — отсутствие средней возрастной группы учёных 30—50 лет. «Вымыт» плодородный слой, и это можно расценить как огромную потерю зрелой науки. Люди не верили, что, занимаясь наукой, можно сносно зарабатывать себе на жизнь.

Решение, которое мы приняли, — грубое и непродуманное до конца, разрушило систему стимулирования с самого начала. Мы отказались от стимулирования за успехи в учёбе старшеклассникам, но при этом привычно оставили выплаты учащимся этой же возрастной группы в колледжах (ПТУ и техникумах). Никому даже в голову не пришло спросить, а что там мы стимулируем и не вредно ли это с точки зрения психологии личности подростка?

Мне могут на это сказать: мы, мол, за вековые традиции! Согласен, но ранее выплаты в профобразования шли из федерального бюджета, а сейчас — из регионального, и в наших силах было поменять правила игры.

Что дальше? Вряд ли законотворцы вернутся к пересмотру вопроса и вдруг вернут заслуженные стипендии детям. У них не было подобного опыта в собственной жизни, многие из них сами в этом признались.

Остаётся надеяться на тех, кто сегодня безмолвствует, — на самих старшеклассников. Когда придёт черёд им принимать подобные решения, возможно, кто-то из них и вспомнит, что был у него такой опыт в детстве, и вспомнит собственное чувство гордости за стипендию, которую он принёс домой, и расскажет об этом как надо, и проголосуют — как надо!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться