Андрей Скрипкин


Женщина-diabla в мечтах о правильном будущем

Поделиться

Получив образование химика, Кристина Вайдингер несколько лет работала в фармацевтической промышленности, но стерильная чистота лабораторий не уберегла её от всепроникающего вируса медиа. Заразившись им, Кристина сделала крутой поворот и устроилась на работу в издательский дом. Спустя несколько лет вместе с партнёром основала собственное издательство Diabla и стала выпускать журналы и газеты для предпринимателей. В числе проектов Diabla — журнал Skylines, который распространяется на самолётах Austrian Airlines и другие корпоративные издания. Молодая владелица издательского бизнеса каждый день доказывает: её дело является полноправным участником социальной революции — движением к «устойчивому развитию»*. Чтобы таких участников стало больше, Вайдингер учредила премию для предпринимателей, которые решают социальные проблемы инновационными методами.

— Кристина, почему, будучи химиком, вы решили сменить работу? И почему выбрали именно издательский бизнес?

— Несколько лет я проработала в фармацевтической индустрии, но торчать целыми днями в темноте, за закрытой дверью и проводить научные исследования и разработки какой-нибудь гиалоурановой кислоты — нет, это не делало меня счастливой. Но в медиа-бизнес попала, в общем, случайно, устроившись менеджером по ключевым клиентам в издательской группе «Австрийские новости». Едва погрузившись в новую работу, я поняла, что заражена «медиа вирусом». Не многие отрасли могут похвастать таким быстрым ритмом жизни, захватывающим и заряжающим энергией.

В разгар кризиса 2009 года я основала свое издательство Diabla Media, где Diabla — значит чертовски хороший. Я взяла на себя управление европейским бизнес-журналом Succeed и вдохнула в него новую жизнь. Даже в экономически тяжёлые времена моей целью была публикация историй истинного успеха и рассказов об интересных, значимых людях, о путях выхода из кризиса, об идеях и концепциях, которые мотивируют читателей так же, как и меня.

— За прошедшие пять лет вы не разочаровались в своём выборе? Все издатели жалуются на непростые времена…

— Это невероятно, но мы с партнёром начинали заниматься этим проектом на компьютере у меня в гостиной, а теперь в издательстве работают 18 сотрудников в штате и 70 фрилансеров. Даже во времена кризиса наш бизнес продолжал расти. Журнал Succeed недавно стал крупнейшим бизнес-журналом Европы. Я не просто не разочаровалась — горжусь таким стремительным развитием.

— Как к вам пришла идея учредить награду SEA (Sustainable entrepreneurial award) за устойчивое предпринимательство?

— Для меня как для страстного предпринимателя социальная ответственность и финансовая ответственность равно важны. К счастью, в обществе над этим задумываются всё больше, но в мире бизнеса эти идеи еще не получили должного распространения.

Компании — это движущая сила экономики. Они могут внести существенный вклад в наше устойчивое будущее. Идея об устойчивом, а значит социально ответственном бизнесе развивается, но скорость развития слишком мала, и слишком мало предпринимателей вовлечено в этот процесс.

Я почувствовала, что пора действовать, мобилизовать остальных предпринимателей, добиваться изменения мышления людей, и участвовать в формирование нового представления об экономике.

SEA Team

Команда SEA

— Что это за «новая экономика», в чём заключается ваша идея устойчивости?

— Если оглянуться назад, XIX век можно назвать веком индустриальной революции, XX век — революции технологической. В самом начале XXI века мы сталкиваемся с последствиями нашего безответственного подхода к планете на протяжении последних 200 лет. Поэтому наш век должен принести революцию в образе жизни человечества в целом и каждого индивида в частности. Иначе для наших детей и внуков XXII век может и не начаться.

Предприниматели не должны быть частью усугубления проблемы. Они могут и должны быть частью её решения. Каждый может внести свой вклад в то, чтобы нашим внукам и детям достался лучший мир. Я хочу передать это послание из Австрии всему миру. Для этого и существует международная платформа в виде SEA. По сути, премия продолжает идейную линию, начатую в журнале Succeed. Наша цель — рассказать истории успешных устойчивых предприятий и предоставить площадку мечтателям и первопроходцам со всего мира — людям и компаниям, которые изменяют завтрашний мир благодаря своим идеям.

Сейчас SEA поддерживает ряд серьезных спонсоров по всему миру, и постепенно это движение набирает обороты. Участвовать в борьбе за награду могут предприниматели из любой страны мира, 10 лучших проектов будут номинированы на премию, а самый лучший из них получит €10 000 в качестве приза. В прошлом году в конкурсе участвовало 260 предпринимателей из 30 стран, это очень солидный масштаб. Наша награда — единственная в мире, которая ориентирована на устойчивое предпринимательство.

— Какие компании могут претендовать на вашу премию?

— Мы ищем компании, которые решают проблемы нашего времени с использованием инновационных бизнес-концептов, при этом создавая добавленную стоимость для общества и экономики. Бизнес-модель устойчивого предпринимательства содержит в себе движущую силу для роста, генерирования прибыли и внедрения инноваций — это идеальное сочетание устойчивости и экономической эффективности. Это то, что я хочу сформировать в экономике, — правильное будущее.

Компании, которые это понимают и используют молодую, современную концепцию управления могут обеспечить себе очевидные конкурентные преимущества на рынке — я в этом уверена. Это отличная возможность для Европы преодолеть кризис и принять на себя ведущую роль в этом вопросе, как и в случае с индустриальной и технологической революцией.

— Добавленная стоимость, внедрение инноваций, прибыль — что в этом революционного? Так работают все компании, однако во время кризисов становится видно, что далеко не все они устойчивы.

— Вот именно — во время кризисов! Нам во время кризиса 2008-2009 годов стало очевидно, что мы не можем сохранить наше благосостояние без смещения акцента в сторону социального предпринимательства.

На протяжении последних десятилетий социальные проблемы продолжают расти. Население нашей планеты уже превышает 7 млрд человек, многие регионы мира сталкиваются с динамическими скачками в развитии. Мы переживает период перемен, и кризис ещё раз указывает на необходимость пересмотра методик управленческой деятельности и внедрения инноваций. В будущем этого мало, чтобы поддерживать жизнеспособность в динамичной среде.

Вера в экономику и предпринимательская креативность оскудели. В течение последнего десятилетия мы могли полагаться на веру людей в экономику, но теперь необходимо увеличивать добавочную стоимость для всего общества. При этом действия предпринимателей должны быть прозрачными, только тогда станет ясно, что компании являются частью решения проблемы.

— Как вы можете убедить в своих идеях тех, кто пока не задумывается о «социальном акценте» бизнеса?

— Сейчас — время перемен, и всё больше предпринимателей отмечает, что одного лишь экономического роста мало для обеспечения стабильности. Пришло время для новых идей и концепций. Когда основные принципы устойчивого предпринимательства прочно укрепятся в корпоративной культуре, это может стать движущей силой для роста, генерирования прибыли и внедрения инноваций.

Мы демонстрируем, что некоторые предприниматели, реализовавшие внутри своей компании этот концепт, смогли продвинуть свой бизнес далеко вперёд, и идут на шаг впереди основной массы. Чтобы убедить остальных в необходимости преобразований, нужны практические примеры компаний. Для этого мы запустили SEA forum — площадку, которая помогает обмениваться мыслями, изучать мировой опыт, выслушивать мнения экспертов. Мы посетили Палату лордов в Лондоне, недавно были приглашены в США. Волна энтузиазма, вызванного нашей идеей, показывает, что мы на правильном пути. SEA может стать международным движением, которое способно изменить нашу жизнь.

— Вы много говорите о новых подходах к предпринимательству, к его социальной роли. Но разве деньги для вас мало значат?

— Деньги важны для меня, ложью было бы утверждать обратное. Они позволяют жить приятной жизнью, и с их помощью можно совершить много добра. Но деньги сами по себе не сделают вас счастливым.

— А что для вас значат такие слова, как «любовь» и «счастье»?

— Для меня любовь — это свобода, возможность быть той, кто я есть. Безусловное доверие, мечты о жизни. Герман Гессе сказал: «Счастье — это любовь, и больше ничего. Человек, который способен любить — счастлив». Счастье для меня — это чувство внутреннего удовлетворения, ощущение радостей жизни и прекрасных моментов. Это не какая-то огромная, недостижимая цель, а скорее ощущение маленьких радостей жизни каждый день.


* Что такое «устойчивое предпринимательство»?

В развитых странах предприниматели всё чаще говорят о sustainable development, что можно перевести как «устойчивое (самодостаточное) развитие». Это такое развитие, которое оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, общество и экономику.

Термин появился ещё в начале 1970-х годов, но широкую популярность стал набирать только в последнее время. Бизнес, работающий по этой модели, всё так же призван генерировать прибыль, но с некоторыми оговорками.

Во-первых, это экономический аспект: устойчивое развитие подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов, минимизацию отходов производства и их переработку.

Во-вторых, это социальный аспект: справедливое разделение благ между людьми.

В-третьих, экологический аспект: необходимо сохранять целостность биологических и физических систем, сохранять жизнеспособность экосистем — в конечном счёте это влияет на глобальную стабильность всей биосферы.

Из-за появления дополнительных приоритетов бизнес наладить труднее. Но приверженцы этой модели говорят, что в долгосрочной перспективе устойчивое предпринимательство благоприятно отразится на наших потомках. К тому же эта модель, по их мнению, позволяет гораздо проще переживать моменты рецессии в экономике. Благодаря смещению акцента с прибыли в социальную сторону можно решить множество социальных проблем, что положительно отразится на жизни всего человечества.

Как пример sustainable development можно привести голландскую компанию FairPhone «Честный телефон». Всем участникам проекта на всех этапах разработки и производства выплачивается справедливая заработная плата. Процесс ценообразования максимально открыт и прозрачен: все документы выложены в открытом доступе на сайте компании. На протяжении всего процесса производства телефона отходы производства подвергаются переработке. Используются только «честные» материалы для производства телефонов, которые были добыты в регионах без военных конфликтов (документ обо всех поставщиках размещён в открытом доступе на сайте компании). Первая партия «честных телефонов» из 25 тыс. штук была произведена в декабре 2013 года; вся партия раскуплена ещё по предварительным заказам.

В России о sustainable development пока приходится только мечтать. Но ведь это, говорят, не вредно?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться