Андрей Скрипкин


Джемовый мальчик

Стать в 24 года долларовым миллионером мечтает каждый. Для Фрэйзера Доэрти это уже вчерашний день. Молодой шотландский предприниматель, основатель компании SuperJam, конечно, не сказочно богат. Состояние в $2 млн — это, конечно, не зарплата менеджера российской госкорпорации, но тоже неплохо, тем более в его годы. Особо примечательно, что свой бизнес он построил не на модных темах IT или интернет-продаж, а на обычном варенье — том самом, каким в детстве каждого из нас кормила бабушка.

Поделиться

Судя по тому, что в восьмилетнем возрасте вы уже продавали кексы собственного изготовления, кулинария вас очень интересует. Как произошло, что детское увлечение переросло в бизнес?

— Честно говоря, когда я только основал SuperJam, я думал только о том, чтобы построить карьеру на том, что мне действительно нравится, — готовить натуральный джем. Совсем не ожидал, что это перерастёт в успешный бизнес.

Идея приготовления джема, на 100% состоящего только из фруктов, без добавления сахара или подсластителей, пришла ко мне в 16 лет. Первым делом я презентовал свою идею сети супермаркетов Waitrose. На встречу с их представителями я отправился в отцовском костюме, который был мне велик на пару размеров. Тогда мне отказали. Зато я получил бесплатный совет: чтобы сотрудничать с сетью магазинов Waitrose, мне порекомендовали выпускать продукцию на заводе и иметь собственный бренд. И это уже был фактически план действий.

Чем мог помочь этот совет? Откуда у 16-летнего подростка может появиться завод?

— Конечно, тогда у меня не было денег для строительства своего завода. Поэтому я перерыл весь Google в поисках предприятий по производству джема. С каждым из таких предприятий, кто теоретически был заинтересован в моём предложении, я договорился о встрече.

После того как встречи были назначены, я сел в поезд и исколесил всю Великобританию, каждый раз я старался убедить представителей заводов поверить в мою идею и согласиться работать со мной. Большинство из них не воспринимали меня всерьёз из-за моего юного возраста, но в конце концов мне посчастливилось найти завод, представители которого поверили в меня и в мою идею.

Благодаря их согласию и поддержке позже мне удалось начать поставки в супермаркеты. Я очень предан тому заводу и тем людям, которые почти 10 лет назад поверили в меня, и поэтому мы до сих пор производим SuperJam на их предприятии.

superjam

СуперДжем включен в эспозицию национального музея Шотландии в качестве знакового шотландского бренда Iconic Scottish Brand

А как относились к вашим намерениям ваши родители? Ребёнок, вместо того чтобы готовиться к учёбе в университете, бегает по заводам… Что они думали о вашем проекте в самом начале, и что они думают об этом теперь?

— Мои родители любят меня. Конечно, они тогда не могли представить, что моё увлечение перерастёт в успешный бизнес. Но они всегда мне говорили: самое важное в жизни — это возможность просыпаться каждое утро и заниматься тем, что тебе нравится. Если ты находишься в предвкушении следующего дня, чтобы продолжить своё дело, — это и есть успех.

К слову, какое у вас образование и помогает ли оно вам в бизнесе?

— Я окончил среднюю школу, когда мне было 16 лет. Мои преподаватели очень меня поддерживали, когда я начал свой бизнес. Думаю, что больше научился благодаря методу проб и ошибок, нежели благодаря тому, что прочёл тот или иной учебник.

Кроме родителей и учителей, у вас были наставники?

— Конечно, родители не знали ответов на многие вопросы, которые ставил передо мной бизнес. Они ведь раньше никогда не занимались бизнесом. Родители разговаривали с соседями, и вот один из наших соседей познакомил меня со своим боссом по имени Кевин.

Тогда у Кевина уже был опыт организации поставок продуктов в супермаркеты, и он согласился помочь мне, рассказать о своём опыте, об ошибках, которые сделал, и как мне их избежать.

Что было для вас самым тяжёлым в организации бизнеса?

— Эта история связана с созданием бренда. Нам хотелось придумать забавную упаковку, и мы решили создать этикетки в виде весёлых комиксов. Была даже мысль создать костюм супергероя для меня — «Джемового мальчика». Предполагалось, что в этот костюм я бы одевался на презентациях нашего «суперджема».

И мы даже пошли по этому пути, но магазин Waitrose вновь отклонил моё предложение о поставках джема на их прилавки. Они сказали, что этикетка не должна заставлять людей веселиться, она должна доносить до покупателя лаконичное сообщение…

Это было очень тяжело. Я вложил всю свою любовь, какие-никакие имеющиеся средства и целый год своей жизни в идею. И оказалось, что всё было напрасно. Мне предстояло просто взять свою работу и выкинуть в мусорное ведро. Только вторая попытка создать бренд увенчалась успехом. Идея была более простой, и отлично справлялась с тем, чтобы донести до покупателя информацию о нашем продукте.

Так что, пожалуй, самое сложное в организации бизнеса — это заставить себя продолжать, если в первый раз ваши усилия не дали результатов.


Свой первый бизнес-проект шотландец Фрэйзер Доэрти запустил в возрасте восьми лет, когда сам выпекал и продавал кексы, собирая пожертвования для Greenpeace. Компанию SuperJam Доэрти основал в декабре 2003 года, когда ему было 14 лет. Сегодня джемы этой компании продаются по всему миру более чем в 2000 магазинах (в том числе в России). Доход компании в 2012 году составил порядка $1 млн. В штате — всего пять сотрудников.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться