«Мы хотели бы разобраться, это коррупция или просто так...»
Прокуратура Перми предложила свою территорию для обсуждения проблем предпринимателей
Выездное заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса впервые прошло в формате личного приёма представителей бизнес-сообщества на территории прокуратуры Перми. Контрольно-надзорные органы, чиновники, правозащитные организации при участии уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае решили таким образом прислушаться к «гласу народа». Однако «малышей», рискнувших пожаловаться на любителей «кошмарить бизнес», оказалось совсем немного.
Одним из обратившихся в общественный совет стал фермер-кроликовод Александр Кибанов, который попросил разобраться, как удалось службе ветеринарного санитарного контроля за три года увеличить плату за свои услуги в 12 раз и тем самым сделать его кролиководческий бизнес практически нерентабельным. Когда предприниматель обратился с этим вопросом в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, ведомство, вместо того чтобы прислушаться, оштрафовало его на 10 тыс. руб. за отсутствие соответствующих справок.
«Меня не интересует экономика, не моё дело — в 12 или 20 раз повысилась цена на услугу, я делаю свою работу», — пояснил личную позицию руководитель ведомства Халиль Гузаиров, сославшись на приказ Минсельхоза России, который запрещает продавать мясную продукцию без экспертизы.
«Не хочу вдаваться в подробности, есть ли в действиях предпринимателя состав административного правонарушения или нет, речь должна идти о самой системе. Человек обратился за защитой своих прав — и получил... сигнал: в следующий раз не обращайся», — с сожалением констатировал краевой бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов. Пока, по его словам, ситуация выглядит именно так.
Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:
— Очень не хотелось бы, чтобы в следующий раз предприниматель боялся задавать подобные вопросы. Ведь речь идёт об эксклюзивной услуге, когда есть монополист, который непонятно по каким правилам устанавливает свои тарифы. А мы начинаем обсуждать предпринимателя, вместо того чтобы проанализировать, каким образом госуслуга предоставляется, каково её качество, как определяется её цена.
Первый заместитель прокурора Пермского края Владимир Черкасов согласился, что существующая система выталкивает массу предпринимателей на «чёрный рынок», и пообещал взять эту ситуацию «на карандаш», попросив фермера написать официальное заявление в прокуратуру.
Второй рассматривалась жалоба от группы инвесторов по поводу нового офисного центра по Комсомольскому проспекту в Перми. Предприниматели рассказали членам Общественного совета, что объект надлежащими контролирующими инстанциями принят, но администрация Перми уже трижды отказалась дать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причём каждый раз власть предъявляла различные дополнительные требования.
«Мы хотели бы разобраться, это коррупция или просто так…» — обратились к присутствующим предприниматели, поскольку разрешение на строительство у них было оформлено по всем правилам.
В ходе обсуждения вопроса выяснилось, что сегодня для выдачи разрешения на ввод здания в эксплуатацию нужен градостроительный план, которого не требовалось на момент получения документов на строительство.
«Понятно, что задним числом получить в центре города различные согласования крайне сложно. Но раз разрешение было дано, надлежащие документы на момент принятия решения были, никаких ограничений, скорее всего, сейчас действовать не должно», — прокомментировал эту ситуацию бизнес-омбудсмен.
Вячеслав Белов:
— Если объект приниматься должен, то лучше его быстрее принять. Потому что это новые рабочие места, офисы, которые займут предприниматели, это доходы инвесторов, что для города только плюс. А сейчас в центре Перми стоит пустое здание, его никто не использует. Если объект незаконный, это один вопрос. Если он законный, то зачем тянуть время?
Прокурор Перми Алексей Лянной обещал в тот же день зарегистрировать эту жалобу, начать проверку и дать ответ через две недели.
Третий случай заслужил особого внимания совета: история ущемления прав предпринимателя тянется уже несколько лет, и многие участники обсуждения оказались с этой проблемой хорошо знакомы.
Наталья Мохнаткина в течение нескольких лет не может отстоять своё право на размещение киоска на остановочном комплексе у Дворца культуры им. Солдатова, где она в статусе добросовестного предпринимателя арендовала земельный участок в течение 10 лет (с 1998 года). Она пояснила, что администрация Перми каждый раз отказывается внести её торговую точку в схему размещения нестационарных торговых объектов на основании того, что земля — зона памятника культурного наследия. Между тем, антимонопольная служба дважды отвергала этот аргумент и через суд обязывала власти выполнить требования предпринимательницы.
Вячеслав Белов:
— Обращаю внимание на совершенно беспрецедентную правовую конструкцию, которая, если рассуждать эмоционально, находится за пределами добра и зла. Человек пишет заявление на включение своего объекта в схему, каждый раз при рассмотрении дела получает документ, являющийся основанием для того, чтобы объект в эту схему был включен, но в дальнейшем законность этого решения неизменно оспаривается. Когда такое произошло в первый раз, это ещё можно было бы объяснить. Но дважды, вопреки решению ФАС — предприниматель получает отказ за отказом! Велика вероятность, что кто-то злоупотребляет своим правом — либо мэрия, либо минкульт.
По словам бизнес-омбудсмена, затянувшееся разбирательство, в конце концов, привело к тому, что этот участок не выставляется на аукцион, а это ущемляет права и других представителей малого бизнеса, которые сегодня также могли бы претендовать на это место.
«Это очевидное нарушение прав бизнеса. Получается, что, формально договорившись между собой, ведомства могут делать всё что угодно», — сетует Белов. По его словам, этот случай в силу своей беспрецедентности был включён в годовой доклад уполномоченного по правам человека в Пермском крае, а также войдёт в годовой доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Алексей Лянной предложил поставить точку в этом деле на следующем заседании Общественного совета, поскольку «потребуется время для того, чтобы разобраться в ситуации объективно: в деле очень много участников с разными позициями». Кроме того, прокурор, сославшись на уже наработанный опыт, констатировал, что в последнее время малый бизнес имеет претензии, в основном, не к контрольно-надзорным органам, а к наличию административных барьеров.
Члены Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса рассчитывали, что на приглашение к разговору откликнется больше представителей малого и среднего бизнеса, однако пока активность проявили только те из них, что в силу сложившихся обстоятельств уже не боятся попасть под каток административного ресурса.
Вячеслав Белов:
— Предприниматели боятся жаловаться, потому что госорганы сразу устроят проверку, и инициаторов ещё и накажут. Поэтому только редкие представители бизнес-сообщества доходят до уполномоченного по правам предпринимателей. Чаще всего те, кто уже готов потерять бизнес.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей сегодня для госорганов — раздражитель. А на самом деле задача у меня другая — примирить стороны, попытаться вернуть здравый смысл.
«Не слишком законный бизнес легко обходит все барьеры, а стабильный, действующий по закону проигрывает, первым попадая под контроль. Добросовестного предпринимателя легче проверить», — согласился Алексей Лянной.
Председатель Пермского регионального отделения «Опора России» Дмитрий Сазонов предложил обобщить опыт и вынести на обсуждение Общественного совета системные проблемы предпринимателей. По его словам, в настоящее время «Антимонопольный народный фронт» готовит документ, который позволит уйти от личного обращения предпринимателя, нуждающегося в защите, который в таких случаях часто рискует своим бизнесом, к коллективным искам. И это, на его взгляд, поможет изменить ситуацию в пользу «малышей».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.