Сергей Карпов

Сергей Карпов

генеральный директор SP Media

Поверить в Пермь

Пермь явно нуждается в своём мифе

Поделиться

Этот текст для колонки в Newsko я написал еще осенью по просьбе своего компаньона по SP Media Петра Кравченко. Мы вспомнили о ней в начале января, когда обсуждали «переходящие остатки» с прошедшего года. Но буквально в последние дни она стала особенно актуальна. Поскольку мои взгляды не поменялись, оставляю текст ровно таким, каким он был написан в октябре.

В последнее время тема массового отъезда пермяков из своего родного города не сходит с уст. Уезжают талантливые, деятельные, активные, дееспособные люди. Уверен, большинство находит то, что искало. И я их по-человечески понимаю, это вполне естественное желание получить хорошее образование, заниматься интересным делом, жить в комфортном и приятном месте, приятно и разнообразно проводить досуг.

Грубо, уезжающие из Перми признают, что Пермь — не лучшее место для жизни. И во многом именно на них лежит ответственность за это. Представьте, что уехавшие люди все свои таланты стали бы применять Пермском крае — развивать бизнес, строить, творить, передавать свои навыки и знания следующим поколениям. Мы жили бы в совсем другом городе!

Уезжая, каждый отдельный человек принимает решение, что он не готов свои навыки, таланты, знания применять в Пермском крае. Человек для себя решает, что Пермь будет оставаться неинтересным, скучным, некрасивым городом, в котором у него осталась родня, друзья и незабываемые впечатления детства.

Пермяки вообще-то не любят свой город, потому и стремятся из него уехать. Москвичам, например, Пермь нравится. Своей зеленью, тишиной и спокойствием, отсутствием пробок («У вас в Перми пробки? Это так, 20 минут постояли в машине. Вот у нас пробки!»). А пермякам не нравится. При этом самоощущение горожан сильно влияет на весь город в целом. Для меня есть два полярных примера — это наши географические «соседи» Екатеринбург и Сыктывкар.

Екатеринбург мыслит и чувствует себя столицей. Столицей он, естественно, не является. Поэтому Екатеринбург усилиями местных «мифотворцев» стал «столицей Урала», а сами жители города и региона — уральцами. При этом я нигде и никогда кроме как в Екатеринбурге не слышал слово «уральцы». Никто кроме них, себя «уральцами» не чувствует. Но ведь нельзя чувствовать столицей, без больших просторных «владений», даже если Урал об этом и не догадывается.

С Сыктывкаром обратная история. Здесь люди чуть ли ни открыто называют свой симпатичный и уютный город «дырой».

Показателен случай, произошедший со мной во время командировки, когда я решил прогуляться по городу. И все, к кому я обращался с вопросом «куда пойти в Сыктывкаре» лишь разводили руками и начинали мне называть бары, кинотеатры, ночные клубы. А на вопрос: «Где у вас красивые места в городе, куда можно пойти и полюбоваться?» мне ответили: «Ты приехал не в тот город, где есть красивые места и что-то можно посмотреть».

Как говорится, почувствуйте разницу: город со своим «мифом» и без него. Мифы бывают очень живучими и после успешного запуска становятся зачастую «самовоспроизводимыми». Приведу пример: Донецк известен как «город миллиона роз». Как это произошло: в советское время власти высадили множество роз, по официальной версии — по розе на каждого жителя. Есть ли сейчас миллион роз в Донецке? Конечно, нет! Перестал ли Донецк быть «городом миллиона роз»? Тоже нет! Жители Донецка знают и чувствуют, что они живут в очень красивом, «зелёном», комфортном городе.

Так почему бы Пермякам не создать свой миф? Попытка под названием «культурная столица Европы» была предпринята Олегом Чиркуновым. Можно по разному к ней относиться, но нельзя не отметить, что у предыдущего губернатора и его команды начало получаться. Люди начали верить, что Пермь станет или становится культурной столицей. При этом миф находил подтверждение в конкретных мероприятиях властей, и у горожан не было ощущения, что это лишь красивые слова. Город получил свою идею, пермяки увидели, что жизнь стала интересней, наполнилась яркими событиями, о городе заговорили в России, стали приезжать иногородние туристы.

Пермь явно нуждается в своём мифе. Он может быть любым реалистичным и подержанным конкретными мероприятиями властей и элит. Культурная столица — пожалуйста: новые арт-объекты, фестивали, выставки, поддержка творцов. Столица Западного Урала — пожалуйста: слёты, конференции по вопросам развития Западного Урала под эгидой приволжского полпредства, историко-культурные исследования и мероприятия с соседями из Удмуртии, Кирова, Коми.

Пермь может стать в глазах жителей и иногородних самым восточным мегаполисом Европы, и одновременно первым «миллионником» Европы на пути из Азии. Пермь может стать символом всемирно известного пермского периода, «родительницей» нефти и многих других полезных ископаемых, которые сформировались на земле в этот период. Эту идеологию могут поддержать «Уралкалий», ЛУКОЙЛ, которые работают как раз на «родине» полезных ископаемых. А может быть, и иностранных компании — неужели Chevron, Texaco или Total смогут пройти мимо родины своей отрасли и не поучаствовать в жизни города при грамотном позиционировании Перми?

Любая из этих или еще десятка других идей могут стать полноценным «городским мифом», который сравнительно легко внедряется и может быть внедрен понятными PR-инструментами, при этом позволит поменять отношение пермяков к своему городу и прекратить отток людей в «столицу Урала», «культурную столицу» или «деловой центр страны».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться