Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Призрак «Велты»

Поделиться

Вообще, в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло.
Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые.

Ф. М. Достоевский, «Записки из мёртвого дома»

Дорогой дневник, хуже нет, когда зимой в квартире холодно, особенно если на улице такие морозы. Возникают чёткие ассоциации с войной. Некоторые жители микрорайона Владимирский города Перми так и говорят: «Спим в одежде. Вода в ванной, если осталась, превращается в лужи. Живём, как в блокадном Ленинграде!»

Последнее — не преувеличение. Жители Владимирского оказались в заложниках у двух сильных игроков. Кажется, что это — спор хозяйствующих субъектов, которые дерутся за прибыль. Хотя временами в этой истории проступают черты обстоятельств непреодолимой силы, именуемой «рука судьбы» или «возмездие».

Главными героями этой «древнегреческой трагедии» являются ТЭЦ-6, принадлежащая ОАО «ТГК-9» (входит в КЭС-холдинг Виктора Вексельберга), и ВК-1, ранее известная как бывшая котельная «Велты» и принадлежащая ООО «Пермгазэнергосервис» (ПГЭС). Коллизия заключается в том, что ПГЭС, созданная в 2002 году и владеющая в Перми почти тремя десятками котельных, на протяжении последних лет пытается продать свой актив ТГК-9.

Аналитик, пожелавший остаться неизвестным, охарактеризовал этот процесс так: «До мая 2012 года, то есть до назначения губернатором Виктора Басаргина, переговоры в целом шли традиционным для бизнеса образом. Продавцы завышали цену на актив, покупатели занижали. В общем, шли торги, которые должны были привести к логическому концу — к сделке, удовлетворяющей обе стороны. Летом 2012 года ситуация резко изменилась. Пермским собственникам практически в ультимативной форме было поставлено условие — отдать котельную практически бесплатно».

Причём из всех активов ПГЭС по-настоящему пришельцев интересовала только котельная «Велты» — ВК-1.

Очевидцы рассказывают, что завязка этой дурной пьесы произошла в кабинете вице-губернатора Олега Демченко, где депутату краевого парламента Алексею Луканину, который имеет прямое отношение к этой злосчастной котельной, был поставлен ультиматум: мол, или всё будет по-нашему, или выдавим из бизнеса. Судя по начавшемуся противостоянию, ответ захватчики услышали отрицательный.

Здесь нужно отступить лет на 10-20 назад и вспомнить, что такое ОАО «Велта». Это бывший завод им. Октябрьской революции, в просторечии именовавшийся велосипедным. Это было огромное предприятие, одно из немногих в Перми выпускающее готовые изделия — велосипеды «Кама», «Скиф» и «Луч», известные всей стране. Но ещё важнее была роль этого завода для производства различных видов боеприпасов. Здесь производились самые надёжные в мире взрыватели. А ещё — важнейшие комплектующие к ижевским «Москвичам».

В пермском сегменте советского автопрома работали 5 тыс. «велтовцев». Для сравнения: сейчас на сборке популяр­ных «Логанов» и «Фокусов» занято по 2 тыс. Неудивительно, что именно здесь смогли освоить первую в СССР импортную автосборку, произведя в 1990-е около сотни настоящих и уникальных пластиковых автомобилей — «Автокам-Велта Рейнджер» — по английской лицензии.

На этот автомобиль возлагали большие надежды, и все машиностроительные предприятия Перми так или иначе участвовали в его производстве: кто гидротолкатели производил, кто — рессоры.... В то же время осваивалось производство автомобиля-дачи совместно с англичанами, мини-грузовиков, бытовых электросчётчиков, противоугонных устройств к автомобилям...

И торговый центр «Шоколад», и многочисленные склады по Бродовскому тракту — всё это бывшие заводские цеха.

На дважды орденоносном велосипедном заводе работали до 18 тыс. человек, Большинство из них жили в микрорайоне Владимирский, полностью выстроенном предприятием на свои деньги.

В середине 1990-х «Велта», как и другие пермские заводы, дышала с трудом — зарплату выдавали велосипедами. К концу 1990-х по цехам уже бегали собаки, и участь «Велты», можно сказать, была решена. Главным источником «живых» денег для завода была котельная: фактически она и содержала предприятие, которое из последних сил исполняло оборонный заказ страны — взрыватели нужны были как и прежде.

Смогло бы это предприятие выжить? Возможно, но налетели «ветры злые», да с неожиданной стороны. «Отдавай котельную!» — якобы сказали они тогдашнему директору «Велты» Владимиру Малмыгину. Это тоже был ультиматум.

Дальнейшее известно — 18 тыс. человек оказались на улице. На самом деле гораздо меньше, потому что агония велосипедного завода была долгой и мучительной. Люди уходили с него с начала 1990-х.

В общем, котельная досталась победителю — ООО «Велта-тепло» было создано в 1998 году. Там тоже всё было очень непросто: одну из сторон активно поддерживал тогдашний глава УВД Перми Аркадий Каменев. Спустя пять лет ситуация обострилась — отопительный сезон в микрорайонах Владимирский и Крохалева в 2001 году пришлось контролировать с помощью ФСБ и главного федерального инспектора по Пермской области.

В 2002 году, когда Аркадий Каменев был уже мэром, бывшая котельная «Велты» вошла в состав «Пермгазэнергосервиса».

Аркадий Каменев был в своё время потрясающим участковым на станции Ферма. Его до сих пор там помнят — как филигранно он работал с малолетними правонарушителями, наставляя их на путь истинный. Став мэром Перми, Каменев отличился огромным количеством «бомб», заложенных под городское хозяйство.

Но вернёмся к теме: во второй половине 2012 года борьба с «Пермгазэнергосервисом» началась по всем фронтам: через тариф, устанавливаемый Региональной энергетической комиссией, через попытки расторжения с городом договоров аренды на котельные... Самым же главным шагом стало исключение бывшей котельной «Велты» из схемы теплоснабжения Перми. Её роль призван выполнить обходной трубопровод, построенный ТГК-9 прошлой осенью. Уже тогда специалисты говорили, что при понижении температуры на улице до минус 15 градусов в жилых домах сможет быть только 5-10 градусов тепла. Всё дело — в протяжённости сетей. Таковы законы физики.

Кульминация этой «пьесы» разыгрывается сейчас: обе стороны «тепловой битвы» апеллируют к жителям. Одни говорят, что в квартирах на Владимирском холодно, другие рвут на груди рубаху: мол, у людей в домах тепло!

Призрак «Велты» между тем бродит по микрорайону, бормоча сквозь зубы: «Что плохо началось, то плохо и кончится. Меня обанкротили, и с вами то же самое будет!»

авто

Так выглядел автомобиль пермского производства — «Автокам-Велта Рейнджер»

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться