Марат Биматов:
Мы готовы формировать заказы на специалистов

Руководитель Пермской торгово-промышленной палаты — о том, какие возможности получит бизнес в результате модернизации образовательных систем

Поделиться
Марат Биматов

— Марат Рамилевич, новый учебный год начинается с позитивных для вас новостей. Путин одобрил проект по подготовке профессиональных кадров, субъекты Федерации готовы взять на вооружение практику Пермской ТПП. Она действительно так хороша? Есть ли у проекта конкретные результаты?

— Давайте по порядку. Действительно, проект «Кадры «под ключ» получил одобрение наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) под руководством Владимира Путина и был рекомендован в качестве лучшей практики всем субъектам РФ.

Процедура рассмотрения была долгой. Проект прошёл многоэтапную экспертизу, был изучен на предмет актуальности и эффективности. Скажу честно, нам было приятно получить высокую оценку, но гораздо важнее, что «хорошей» нашу практику считаем не только мы и АСИ. Главное  — та самая конкретика, о которой вы говорите. Она есть. Мы видим реальные изменения, которые происходят сейчас во взаимоотношениях бизнеса и образовательных учреждений, которые готовят работников для пермских предприятий. Думаю, эти изменения уже необратимы. И это хорошо.

— В чём суть изменений? Расскажите о проекте.

— Проект «Кадры «под ключ» вырос из проблемы нехватки в Прикамье квалифицированных рабочих. Он нацелен на обеспечение предприятий края необходимым количеством профессио­налов, и схема его реализации проста. При помощи палаты бизнес формулирует заказ на кадры и критерии качест­ва их подготовки. Мы собираем, обрабатываем, консолидируем этот заказ, а затем размещаем его в системе среднего профессионального образования (СПО). В роли подрядчика  — учебные заведения. Главный помощник  — краевое министерство образования.

Мы вплотную занимаемся этим уже второй год и отчётливо понимаем, как это непросто  — модернизировать систему СПО. Даже на стартовом этапе обязательства возникают сразу у трёх сторон.

Бизнес должен чётко понимать, кого и с каким уровнем подготовки он желает видеть на своём производстве сегодня и завтра. Мы должны помочь ему это сделать: подобрать оптимальные учебные заведения, инициировать создание новых специальностей и корректировку образовательных программ.

Образовательной сфере в этой ситуации тоже несладко  — ей необходимо кардинально изменить подход к практической части обучения студентов и готовить специалистов в соответствии с запросами будущих работодателей  — а значит, востребованных. Вся эта конструкция должна быть выстроена и — в перспективе  — работать как часы.

 — Получается строить?

 — Да. Радует, что сегодня в регионе у власти и бизнеса как минимум есть чёткое понимание того, кто может выступить координатором в подготовке кадров, к кому с этим вопросом обратиться. Работа, которая ведётся Пермской ТПП, наглядно демонстрирует бизнесу, всем членам Торгово-промышленной палаты, что подвижки возможны. Первые заказы уже сформированы. Проект выходит на «производственную мощность».

В прошлом году в проект включились 22 предприятия, в этом году количество заказчиков выросло почти в 10 раз. На сегодняшний момент это 206 предприятий.

Все предприятия, сделавшие заказ, мы разделили на группы по отраслевому признаку, выделив сферы, которые наиболее остро нуждаются в притоке квалифицированных рабочих. Это машиностроение, строительство, агропромышленный комплекс, химия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, энергетика, сфера обслуживания и торговли. По каждой отрасли у нас есть чёткая раскладка  — какие профессии востребованы, какое количество специалистов необходимо подготовить.

— Можете назвать своих заказчиков?

— Конечно. В числе наших партнёров — «Протон-ПМ», Пермский моторный завод, «Метафракс», «Минеральные удоб­рения», «Азот», «МРСК Урала»  — «Пермэнерго», «Соликамскбумпром». Сферу обслуживания и торговли представляют «Виват-Трейд», «Алендвик», «Семья». К сожалению, всех не перечислишь, но мы ценим сотрудничество с каждым предприятием. Работаем в тесной связке.

Внимание к проекту проявляют первые лица компаний  — Игорь Александрович Арбузов, Виктор Иванович Баранов, Владимир Александрович Даут, Александр Петрович Никифоров, Сергей­ Владимирович Попов… HR-службы понимают потребность в формировании кадровой политики, соответствующей стратегии развития предприятия. Они видят нашу поддержку и, одновременно с тем, являются поддержкой для нас. Помогают нам совершенствовать схемы работы, нормативную базу проекта.

Наша идея получила высокую оценку, в первую очередь за счёт взаимодействия с крупными компаниями, но мы видим в себе силы помочь и тем, кто относит себя к средним и малым предприятиям.

Будучи экспертами, мы готовы формировать заказы на специалистов, которые необходимы всем категориям бизнеса. В настоящее время есть острый дефицит токарей, станочников, большая потребность в поварах, продавцах, контролёрах-кассирах. Строители нуждаются в мастерах отделочных и строительных работ, каменщиках, бетонщиках.

Проект движется. Все наши действия по формированию и размещению заказа, по сути, закрепляются в специальных соглашениях, подписи под которыми ставят сразу три участника процесса: предприятие, ссуз, студент.

— То есть ситуация поменялась? До сих пор представители профобразования имели своё представление о рынке, которое далеко не всегда совпадало с реальными потребнос­тями бизнеса...

— Представление учебных заведений о рынке мы уже изменили. Дело за тем, чтобы озаботиться уровнем подготовки специалистов. Повторюсь: качественные характеристики выпускников системы СПО должны формировать работодатели. К сожалению, бизнес не всегда готов чётко обозначить свои желания. Нужно время для проработки требований к квалификации и профессиональным компетенциям представителей рабочих профессий и специальностей.

К этой цели можно двигаться двумя путями. Например, долго создавать профессиональные стандарты. Минтруд России определил, что к 2015 году должны быть подготовлены 800 стандартов. Но мы сомневаемся, что это верная дорога.

К тому времени, когда они появятся, многое может уже устареть, а техникумы и колледжи должны готовить специалистов под конкретные запросы работодателя здесь и сейчас. Например, используя дуальную  — практико-ориентированную  — систему подготовки, принятую в Германии. Дуальная система подразумевает, что ученик, будущий работник, проводит на предприятии максимальное количество времени, проходит постоянную практику, а не один месяц в году.

Средние специальные учебные заведения взяли курс на подготовку востребованных специалистов, но на текущий момент спрос на них продолжает превышать предложение.

Поэтому важно, чтобы бизнес был максимально включён в образовательный процесс. Никто, кроме бизнеса, не сформулирует адекватные, реальные требования к профессиональным компетенциям выпускников.

— О системе дуального обучения говорится уже давно, а «воз и ныне там»...

— Не соглашусь. Просто это настолько глобальная история, что она не может свершиться мгновенно. Агентство стратегических инициатив подписало соглашение с Российско-Германской внешнеторговой палатой по реализации пилотных проектов дуального обучения специалистов на территории России. Мы хотели бы, чтобы Пермский край попал в «пилот». Это усилит ту работу, которую Пермская ТПП уже начала.

— Что требуется от региона, чтобы попасть в федеральную программу?

— Программы на самом деле пока нет, поскольку она не значится в планах Минобрнауки России. Это инициатива Агентства стратегических инициатив, и я вхожу в состав рабочей группы. Мы должны за сентябрь-октябрь определить параметры, по которым территории будут отбираться для эксперимента. Один из основных  — наличие бизнеса, готового обеспечивать работоспособность дуальной системы обучения в регионе.

Понимаете, мало желания системы образования и власти. Важно, чтобы бизнес серьёзно включился в процесс, допустил студентов на свои производственные площадки, был готов работать с ними, обучать под себя.

— Вы с бизнесом эту идею проговаривали?

— Есть предприятия, которые уже сегодня применяют элементы дуального обучения. Они готовы и дальше развивать эту систему. Мы идём в проект, поскольку рассчитываем на улучшение материально-технической базы нашей системы образования. Несмотря на то что дуального обучения в стратегии государства пока не предусмотрено, идея может развиваться в рамках и по инициативе отдельного региона. Это и происходит явочным порядком. На территории Пермского края  — при участии палаты.

Представители пермского бизнеса уже запланировали поездку в Германию для изучения опыта дуальной системы профессиональной подготовки, рассчитывая взять лучшее из европейской системы и применить здесь.

— Как, на ваш взгляд, можно повысить престиж рабочих профессий?

— Знаковый, с моей точки зрения, индикатор качества подготовки специалистов  — участие в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills, который проходит в мире с 1955 года. В нём участвуют более 50 стран. Россия вошла в их число только в нынешнем году.

Наши ребята соревновались в 14 программах. Одним из участников был пермяк  — выпускник Пермского колледжа им. Славянова Иван Голдобин.

Россия заняла далеко не первые места, но хорошо уже то, что мы включились в этот проект. Включились и увидели, что проигрываем нашим коллегам в профессиональном мастерстве, что есть способы оценить свои компетенции в соревновательном режиме.

Большинство субъектов РФ приняло решение участвовать в чемпионате, и Пермский край не должен остаться в стороне. Это нужно. Это позволит иметь объективное представление о том, как меняется система профобразования в регионе. Если каждый год мы будем выпускать ребят на российские соревнования, а затем  — на международные, то быстро поймём, насколько наша профессиональная подготовка конкурентоспособна в мировом масштабе. Поймём, что надо менять.

Я присутствовал на соревнованиях, могу поделиться наблюдениями... Наши ребята не знают языка, и это мешает успеху. Они не знакомы с современными технологиями и оборудованием, которые свободно применяются их сверст­никами из других стран. Они некоторых инструментов в глаза не видели. По сути, они шли к победе, опираясь на смекалку.

— Что нужно сделать, чтобы регион в полной мере участвовал в этом движении?

— Нужна добрая воля. Заявиться на участие, заняться подготовкой молодых специалистов, выставлять их на всероссийские соревнования, по итогам которых лучшие выдвигаются на мировые состязания. Эта работа требует определённого финансирования. Скажем, для проведения стажировки на тех станках и оборудовании, которого у нас просто нет в наличии, нужно будет как минимум выехать туда, где на нём можно потренироваться. Но без этого не обойтись. Победа в WorldSkills могла бы стать хорошим подспорьем в деле повышения престижа рабочих профессий.

Страны уже начали готовить свои команды к следующему чемпионату WorldSkills, который состоится в 2015 году в Бразилии. Нам тоже нужно готовиться. Все мы знаем российских чемпионов в спорте, и это здорово. Надо вырастить своих чемпионов и в профессиональном мастерстве.

— Появились ли на региональном рынке новые профессии?

— Да. Мы, в частности, вышли с инициативой открытия нового направления подготовки  — наладчик оборудования в производстве пищевой продукции. Такие специалисты востребованы на предприятиях пищевой промышленности, в агропромышленном комплексе. Их не готовило ни одно учреждение в крае, несмотря на массовый спрос. В рамках нашего взаимодействия с краевым министерством образования учреждение уже получило документы, необходимые для подготовки кадров по данной профессии.

— Прежде бизнес осторожно относился к инициативам палаты по поводу перестройки системы среднего профобразования. Сейчас позиция смягчилась?

— Бизнес всегда осторожно относится к любым инициативам, которые проявляет не сам. И это правильно. Но «круглые столы», которые проводит Пермская ТПП с участием бизнеса по отраслевому признаку, показывают, что есть движение. Сегодня руководители служб персонала предприятий, в том числе взаимодействуя на площадке палаты, находят коллег-союзников и вырабатывают общие подходы к кадровой политике.

Проводятся различные совместные мероприятия. В День знаний палата организовала акцию «Бизнес на линейке»  — пригласила предприятия в техникумы и колледжи. Результат порадовал: порядка 50 компаний встретились со студентами 37 ссузов края, представили себя. Сейчас следующий этап  — в учебных заведениях Перми проходят презентации компаний-работодателей. Представители бизнеса общаются с ребятами, рассказывают о специфике своей работы, корпоративной культуре и возможностях трудоустройства.

— Каковы ваши планы на этот учебный год?

— В настоящее время Пермская ТПП размещает в системе СПО заявки на подготовку 5 тыс. специалистов по различным профессиям. Именно таков объём совокупного заказа со стороны предприятий края. Соответственно, можно говорить о том, что 5 тыс. студентов в ближайшее время найдут потенциальных работодателей. У ребят сформируется понимание того, кем они станут и на каком предприятии будут трудиться. Бизнес, в свою очередь, познакомится с будущими работниками, а в итоге получит именно тех специалистов, которые ему нужны.


Поделиться