Гетто для малоимущих

Есть риск, что Бахаревку заселят «социально однородные» жители

Поделиться

Проект застройки Бахаревки представляет собой формирование территории, не связанной с общим развитием Перми. Объективно, такая территория развивается не в соответствии с темпами строительства и заселением прибывающего населения за счёт миграции или естественной прибыли, а с темпами переезда жителей Перми с застроенных территорий города. При этом необходимо осознавать, что кроме цены жители будут принимать во внимание и другие аргументы при оценке переезда.

Город не может себе сегодня позволить опережающее строительство социальной инфраструктуры. Например, для того чтобы начать возведение школы, в новый район должно переехать на жительство 10 тыс. населения. Именно переехать, что происходит после того, как жильё построено, куплено и обустроено. Заселение одного дома, как правило, занимает от трёх до пяти лет.

Невозможность опережающего строительства социальной инфраструктуры связана не только с финансовыми ограничениями на возведение здания, но и с административно-экономическими факторами. Поясню на примере школы: её низкая наполняемость на неопределённый период, удалённость от цент­ра города не позволяют решить вопрос с кадрами преподавательского состава. Неэффективная загрузка инженерных коммуникаций (это когда инфраструктура, построенная для населения, допустим, первого этапа, будет в течение длительного времени обслуживать и получать плату лишь с трети) отрицательно скажется на стоимости обслуживания и тарифах.

Также по причине первородной изоляции этого микрорайона здесь слабо будут развиваться другие элементы социально-бытового обслуживания. В свою очередь, это отрицательно будет сказываться на привлекательности территории и, следовательно, на темпах её заселения.

Низкие цены на жильё, его однотипность и низкий уровень городской инфраструктуры будут способствовать возникновению однородной социаль­ной структуры населения района. Подобная «сегрегация» в недалёком будущем может обернуться социальной проблемой для города. Тем более представляется недопустимым переселение в этот микрорайон по финансируемым государством программам наименее защищённых граждан: инвалидов, сирот и т. д.  — это ещё более изолирует их от общества.

Градостроительное планирование и проектирование позволяют избежать несбалансированных решений. Инструменты регулирования застройки и реализации градостроительной политики — такие как Правила землепользования и застройки, проекты планировки, программы комплексного развития инженерной инфраструктуры  — воплощают в жизнь технологические принципы сбалансированного, устойчивого развития территорий.

Необоснованные решения о размещении плотной застройки на удалении от центра обессмысливают какое-либо муниципальное планирование. Условия, при которых в любой точке территории города в любое время может возникнуть любой по мощности микрорайон, полностью дискредитируют градостроительное регулирование.

Какие могут возникать основания у власти и впредь регулировать мало­этажную застройку или вводить какие-либо ограничения? Если власть не может сбалансировать компоненты, поддающиеся количественному выражению, то как можно говорить о создании эмоционально-визуального комфорта на территории посредством тех же параметров Правил? Если у города не будет хватать ресурсов на латание разваливающейся из-за недофинансирования инфраструктуры, то о каком благоустройстве может идти речь?

Реалии современной жизни в российском городе таковы, что понятия о жилье вышли за пределы бетонных стен квартир  — это и двор, и улица, и социальное окружение, и парки. В городе, в котором остаются и в который приезжают, недвижимость и среда представляют ценность, за которую люди готовы платить. Спрос на город повышает цену и ценность жизни в нём. Дешёвый город — это низкий спрос на него.

Для принятия решения по включению территории Бахаревки как предложения в проект изменений в Генеральный план Перми необходимо оценить стоимость муниципальных инвестиций в соответствующую инфраструктуру, стоимость содержания и обслуживания инфраструктуры, влияние застройки на транспортную инфраструктуру и соотнести это с демографической ситуацией и бюджетным прогнозированием. Инициатору проекта следует предложить представить другие варианты менее интенсивной и более разнообразной застройки этой территории. 


Поделиться