PERMMUSEUM‑ХХI: КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ?

Поделиться

Ожидается, что в скором времени губернатор вынесет свой вердикт относительно перспектив строительства нового здания для Пермской государственной художественной галереи. При этом большинство из участников процесса недовольно реализацией этого проекта. В его целесообразности в нынешнем виде не уверен и сам Олег Чиркунов. По словам источника, близкого к главе региона, губернатор склоняется к тому, чтобы признать идею строительства нового суперсовременного здания для «музея будущего» недоработанной.

События, последовавшие за подведением итогов международного архитектурного конкурса, были противоречивыми и отчасти скандальными. Для того чтобы определиться, который из проектов, поделивших первое-второе места, будет реализован, и. о. краевого министра культуры Елена Сухорецкая 4 апреля встретилась с организатором конкурса, директором Центра современной архитектуры Ириной Коробь­иной. По словам Сухорецкой, надо было выяснить, насколько заняты архитекторы — победители конкурса Борис Бернаско­ни (Москва) и Валерио Олджиати (Швейцария), каковы их условия по сопровождению строительства и т. д. Эти данные легли на стол губернатору. Ожидается, что именно он примет окончательное решение.

Тем временем, многие участники процесса выражают свое недовольство решением международного жюри конкурса под руководством Петера Цумтора. Так, директор Пермской художественной галереи Надежда Беляева сокрушается по поводу того, что проект Захи Хадид занял всего лишь третье место.

Ирина Коробьина, как и некоторые другие члены жюри, высказывалась в пользу проекта Вито Аккончи (США). По представлению этого архитектора, здание музея на берегу реки должно быть похоже на синюю волну. Но, по словам Коробьиной, жюри оказало бы Перми медвежью услугу, если бы присудило первое место столь трудно реализуемому замыслу. Проект Аккончи хорош как произведение искусства — гармоничное, философски наполненное, но он начисто лишен прикладного аспекта.

Члены жюри делятся впечатлениями о последнем, решающем заседании, во время которого звучало немало страстных голосов против проекта Бориса Бернаскони. Среди аргументов был и такой: сейчас так не строят, это — вчерашний день.

Пермский участник конкурса — архитектор Владислав Новинский — тоже недоволен работой жюри и даже предлагает отменить итоги конкурса. В его открытом письме организаторам конкурса говорится о том, что оба победителя нарушили условия конкурса — в частности, превысили выделенный земельный участок. Бернаскони, например, спроектировал музей, в который входят железнодорожные пути.

При этом никто из участников процесса не сомневается, что у конкурса будет продолжение в виде реализации проекта-победителя. По словам Ирины Коробьиной, ей показалось, что намерения Олега Чиркунова по отношению к строительству нового здания для Пермской художественной галереи вполне твердые и определенные.

Надежда Беляева абсолютно уверена, что в этом году будет закончена проектно-сметная документация по новому зданию, поскольку деньги на нее, по ее сведениям, уже выделены из краевого бюджета.

Такой уверенности можно лишь позавидовать. Ведь никаких гарантий того, что строительство действительно начнется, нет.

По словам источника, близкого к губернатору, Олег Чиркунов склоняется к тому, чтобы признать идею строительства большого нового современного здания для художественной галереи недоработанной. По поводу того, что на архитектурный конкурс были потрачены время и деньги, представители краевой власти отвечают, что будет потрачено еще больше, если вовремя не остановиться.

Отчасти в том, что будущее проекта неочевидно, виноваты сами архитекторы. Многие из них во время ознакомительного визита в Пермь в октябре 2007-го высказывались в том смысле, что классическая коллекция галереи плохо сочетается с современной архитектурой, а вот эксклюзивная и очень модная коллекция пермской деревянной скульптуры достойна отдельного музея, но — совершенно особенного. Об этом сейчас и размышляют в администрации губернатора: возможно, в Перми появится что-то вроде Музея идолов или Музея язычества.

Уже есть понимание того, как договариваться с представителями Пермской епархии Русской православной церкви: ведь независимо от того, какое здание строить для галереи, необходимость вернуть Кафедральный собор никто не отменял. По словам собеседника в администрации губернатора, в ближайшее время состоится передача церкви другого храмового здания. Предположительно, это будет здание фармацевтической академии на углу улиц Ленина и Газеты «Звезда». Это позволит на некоторое время отложить решение вопроса о Кафедральном соборе.

По словам бывшего министра культуры и молодежной политики Пермского края Олега Ощепкова, который был главным идеологом и организатором проекта PermMuseum-ХХI, отказ от его реализации будет ошибкой, поскольку строительство галереи — «самый реальный, продуманный и целесообразный из всех планов «грандиозных строек», которые вызревают в недрах краевой администрации».

Впрочем, по поводу других «грандиозных строек» тоже нет ясности. Так, забуксовало возведение пристройки к Пермскому академическому театру оперы и балета. Причина — в том, что сами сотрудники театра не вполне определились с приоритетами и не могут четко определить, что же им необходимо в первую очередь: новые репетиционные помещения, новая оркестровая яма или что-то еще. Например, руководители балетной труппы сетуют на слишком маленькую сцену, не позволяющую осуществлять все грандиозные творческие планы. К тому же, опять появились сомнения — а не испортит ли современная пристройка здание театра, являющееся памятником архитектуры?

Что же касается художественной галереи, то с ней, утверждают в администрации губернатора, «все будет хорошо» — новое помещение для нее обязательно найдется, хотя, наверное, не так скоро.


Поделиться