Статир — камень честен

Поделиться

Более 300 лет прошло с момента появления рукописи, написанной в Орле-городке проповедником церкви Похвалы Богородицы. Из них полтора века книга, названная автором «Статир», где-то пылилась, будучи никому не известной. В начале XIX века она обнаружилась в Санкт-Петербурге. Ещё в 1840-е годы в научной литературе появились первые сведения о рукописи, начались ссылки на неё, и уже тогда её анонимного автора называли «блестящим самородком». Тогда и началось изучение «Статира». Были даже люди, которые посвятили этому всю свою жизнь. Например, богослов Павел Алексеев (1887-1965), исследование которого впервые частично опубликовано сейчас. В издательстве «Раритет-Пермь» вышла книга «От избытка сердца говорят уста. Рукопись XVII века «Статир» и её автор».

Читать эту книгу интереснее, чем «Код да Винчи», хотя бы потому, что она — о непридуманных поисках и настоящей жизни. Орёл — это посёлок в Усольском районе, правда, находится он сейчас в другом месте, чем раньше. Церковь тоже сохранилась, правда, нынешняя — каменная и на полвека младше той, в которой и читались великие проповеди.

«Но именно здесь, в потерявшем былое могущество Орле-городке, в 1683-1684 годах появилась рукопись, которая чудесным образом не сгинула в веках и донесла до нас слова своего создателя: слова дивные, для века своего невероятные, а для России того времени — во многом исключительные. Впрочем, и для века нашего слова автора звучат удивительно», — пишет редактор-составитель Сергей Барков.

Более 150 проповедей, которые записал средневековый орлинский священник, — не только документ той эпохи, они глубоко трогают и сейчас. Обличая сребролюбие, автор «Статира» призывает людей к достоинству, говорит про любовь, которая «есть Божие жилище, престол царский, небесное гражданство».

Более 1600 страниц рукописного текста — блестящий образец стиля и ораторского искусства. Только один пример: «Если ты скажешь: не будь вина, не было бы пьянства, то я тебе отвечу: не будь железа, не было бы ножа у человекоубийцы, не нужна ночь, чтобы не было воров; не нужен день, чтобы не было сплетников; не нужно женщин, чтобы не было прелюбодейства. Таким образом и всё окажется ненужным: да и сам-то ты нужен кому-нибудь?.. Нет, братия, не будем обвинять вино, а — пьянство».

Сам «Статир» до сих пор не опубликован: казалось бы, уже решённый вопрос вновь и вновь откладывается на неопределённый срок, а потом изменяются обстоятельства, и рукопись так и остаётся в единственном экземпляре. Так было в 1840-е, когда «Статир» на свои деньги собирался издать князь Одоевский. Затем в 1960-е годы её фактически подготовил к изданию Павел Алексеев, но не успел издать. Третья серьёзная попытка издать рукопись была предпринята в 1990-е: «Статир» стоял в научных планах издательского отдела Российской государственной библиотеки, проект был поддержан Патриархией, однако и снова случились обстоятельства непреодолимой силы. 

Роль только что вышедшей книги «От избытка сердца говорят уста…» сложно переоценить: «Статир» в ней обильно цитируется. Причём один из переводов сделан в XIX веке настоятелем Морского Николаевского собора в Санкт-Петербурге Иоанном Яхонтовым.

Авторы книги говорят, что «Статир» нужно издать полностью, но будем реалистами: средневековая рукопись, в которой то и дело говорится о том, что «нужно познать своё достоинство», издана быть не может — это очень и очень дорого.

Самое главное в только что изданной книге то, что она суммирует исследовательский материал по изучению «Статира» практически за 200 лет.

По сути, это и пособие о том, как вести поиск во времени.

Наиболее масштабно занимался рукописью Павел Алексеев, который приступил к этой работе в 1912 году. Двадцать лет лагерей не остудили исследователя. Выйдя из заключения, он первым делом проверил рукопись — не пропала ли. Оказалось, цела, но исчезли некоторые материалы учёного, которые уже невозможно было восстановить.

В результате огромной работы Алексеев установил имя анонимного автора рукописи. Более того, сделал предположение, что он и один из атаманов Степана Разина — одно лицо. В книге представлен путь его поисков. В частности, каких трудов стоило Алексееву найти строгановский синодик 1703 года, который хранился в Орлинской церкви. Он искал его везде, наконец, директор Березниковского краеведческого музея Иван Коновалов посоветовал обратиться в Пермскую государственную художественную галерею, главный хранитель которой Николай Серебренников обследовал Орлинскую церковь в 1920-е годы. Там и нашли отгадку одной из загадок.

Свои исследования, которые полностью так никогда и не были опубликованы, Алексеев оставил сестре, она — своей хорошей знакомой, а та уже смогла найти людей, которые были в этой теме, в частности, Виталия Шенталинского.

Параллельно «Статир» изучала Наталия Мудрова. В числе прочего она искала подтверждения открытий Алексеева, да и самого учёного, вернее, то, где могут находиться записи его поисков. Проще оказалось найти древние акты. 

Промежуточный хеппи-энд: изданы работы Шенталинского, Алексеева и — самая важная статья книги — Мудровой «Статир — камень честен», где суммируются уже все проделанные исследования и ставятся новые вопросы.

Наталья Мудрова, в частности, не поддерживает мнение Алексеева о том, что автор «Статира» был участником крестьянской войны. Сомневается она также и в том, что   имя священника — Потап Прокопиев, а также в его возрасте, который вычислил Алексеев. Делает она это доказательно, так что следить за её рассуждениями — чистое удовольствие, как детектив читать.

Мы же можем радоваться, что в наших краях жил свой, особенный «Шекспир». «Неважно, как его звали, ведь он — все мы, страдающее человечество», — так говорят о Шекспире. Так же можно сказать и об авторе орлинского «Статира». 

Дополнительный плюс книги: иллюстрации — их много, и все они «к месту».


Поделиться