У Валерия Платонова всё только начинается

Поделиться

На юбилее главного дирижёра Пермского театра оперы и балета Валерия Платонова чаще других звучало слово «душа». Это самое уместное определение того, что делает Платонов в театре; невозможно не заметить, как он душу вкладывает в работу, в музыку, в свой оркестр, и чуткая публика откликается столь же душевно.

Платонов приходил в пермский театр дважды. Первый раз — в 1981 году, 10 лет был штатным дирижёром (главные при этом менялись). В 1991-2001 годах работал в родной Республике Башкортостан, где стал народным артистом. В 2001-м вернулся в Пермь — уже в качестве главного дирижёра. Тогда оркестру нужен был именно такой руководитель: ответственный и скромный, не злоупотребляющий «шабашками» и персональными гастролями, вплотную занимающийся оркестром и упорно решающий его проблемы.

Результат появился почти сразу: оркестр стремительно вырос. Сейчас, увы, мало кто это помнит, но в своё время возвращение Платонова было для театра и его оркестра почти столь же революционным, как появление Теодора Курентзиса спустя 10 лет. Возродились подзабытые симфонические вечера, публика начала ходить на концерты. Дирижёр стал не просто соратником — опорой тогдашнего художественного руководителя Георгия Исаакяна; именно благодаря Платонову, его безупречной работе с музыкальными партитурами Исаакяну удалось поставить столь разные, но в равной степени новаторские для пермской сцены оперы, как «Клеопатра» Массне, «Орфей» Монтеверди и «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского.

В этом перечислении хочется выделить «Орфея»: поставить в таком качестве не просто барочную, а очень раннюю, да прямо скажем, — первую в истории оперу при тогдашнем состоянии оркестра было истинной безупречностью. Эту работу оценили не только зрители, но и эксперты. Последовала номинация на «Золотую маску», и Платонов не получил её только потому, что просто не все члены жюри поверили и осознали, что это действительно было сделано (а вот Георгий Исаакян тогда «Маску» получил, и во многом — благодаря работе оркестра).

«Масочное» жюри переваривало достоинства работы Платонова ровно год. Его «Золотая маска» за «Один день Ивана Денисовича» — это ещё и «полмаски» за «Орфея»: эксперты привыкли к мысли, что этот дирижёр и его оркестр много чего могут, и уже безо всяких сомнений наградили Платонова.

Сенсационными становились концерты платоновского оркестра, посвящённые Чайковскому. Невозможно забыть чудесный концерт «Три Чайковских», где к музыке Петра Ильича присоединились творения его однофамильцев Бориса и Александра. Столь же памятен рождественский концерт, полностью состоящий из вальсов: в первом отделении — Штраус, во втором — Чайковский, Глинка и Свиридов. Оркестр под руководством Платонова блестяще раскрыл принципиальное отличие европейского вальса от русского, в котором в тот вечер так слышен был танец снежинок в метели, что, казалось, ветер по залу гулял...

Что и говорить, много памятных вечеров связано с Валерием Платоновым и его оркестром. На удивление хорошо этому коллективу удаётся симфоническая музыка ХХ века с элементами джаза и эстрады, например, «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна.

Валерий Игнатьевич отлично знает и себя, и свой оркестр. Поэтому для юбилейного вечера смог выбрать музыку, которая всегда ему удавалась. Основу составили произведения Чайковского. В первом отделении исполняли кантату «Москва» и фантазию «Франческа да Римини». Платонов взял полярные произведения. Первое — это, так сказать, «очень русский» патриотичный Чайковский, второе — практически западноевропейская музыка, которая показывает Чайковского как модного и передового композитора своего времени. «Москва» — иллюстрация к умению композитора творчески использовать народную песню, «Франческа да Римини» — блестящее владение романтическим стилем, помноженное на сложнейший симфонизм.

Именно во время исполнения «Франчески» оркестр показал умение создавать красивую музыку, где учитываются все тонкости и нюансы. Это исполнение сделало бы честь столичным филармониям.

Кроме всего прочего, было очевидно искреннее воодушевление музыкантов. Не секрет, что большой оркестр Пермского театра оперы и балета живёт непросто: есть и проблемы материального характера, и всяческие взаимоотношения... Но искреннюю благодарность Платонову за всё, что он для своего коллектива делает, за то, что он просто очень хороший человек, готов высказать каждый оркестрант.

Второе отделение погрузило зрителей в атмосферу тёплого семейного вечера. Валерий Игнатьевич ещё и счастливый семьянин: очаровательная супруга, трое прекрасных детей, четверо внуков, и все живут в полнейшей гармонии друг с другом. Что удивительно не только потому, что семья творческая, но и потому, что она разбросана по разным городам: сам Валерий Игнатьевич и дочь Алла — в Перми, супруга Светлана Михайловна с сыном Андреем — в Уфе, средняя дочь Ольга — в Санкт-Петербурге.

Наверное, нынешний юбилей — единственный раз, когда в Перми собрались абсолютно все Платоновы. И поскольку многие из них не чужды музыке, они оказались на сцене. Даже конферансье на этом концерте был «не чужой» — зять Платонова Николай Нохрин, известный в Перми шоумен.

Девятилетний внук Данил играл на трубе (он уже является лауреатом конкурсов). Его младшая сестра Даша, которая только в сентябре начала заниматься музыкой, на скрипочке исполнила Happy Birthday to You, оркестр подыграл, получился как бы экспромт. Девятнадцатилетний сын Андрей, начинающий композитор, представил собственное сочинение Round 5: вполне профессиональное, хотя и не чуждое разнообразных влияний, прежде всего — минималистов вроде Майкла Наймана и Филиппа Гласа, а также юношеского нетерпеливого стремления показать сразу все свои умения и знания: там солируют и фортепиано, и духовые, и ударные...

Главным произведением второго отделения был Концерт для скрипки с оркестром №1 Белы Бартока, в котором солировала дочь Валерия Игнатьевича Ольга, первая скрипка в Санкт-Петербургском государственном академическом симфоническом оркестре. Играла она очень тонко и романтично.

Официальными поздравлениями вечер не перегрузили, но публика несла и несла к сцене букеты, а кое-то рвался высказаться. Юбиляр же, когда ему дали слово, сообщил, что всё только начинается... И оркестр снова заиграл! Играли то, что не может не тронуть, то, что позволило дирижёру раскрыться в истинном блеске, — лирический «Вокализ» Рахманинова и драйвовый фрагмент из «Вестсайдской истории».

Юбилейный вечер стал знаковым, но далеко не последним сюрпризом от Валерия Платонова в этом сезоне: в марте состоится премьера оперы Прокофьева «Дуэнья» в постановке известнейшего режиссёра Андрейса Жагарса под музыкальным руководством главного дирижёра Пермского театра оперы и балета.


Поделиться